В 2-минутном ролике – удивительные красоты священного озера Байкал в разное время года днём и ночью. Видео снято по технологии тайм-лапс (замедленная киносъёмка). За считанные дни ролик «Lake Baikal» набрал более 120 тысяч просмотров. «Красиво», «Мечта», «От звёзд голова закружилась», - оставляют пользователи восторженные отзывы.
Среди тех, кто восхитился видео, известный рок-музыкант Андрей Макаревич. «Вот так надо снимать! Фантастика!» - написал музыкант на своей странице в Facebook.
- Есть вещи, мне как человеку имеющему отношение к съёмкам, технически непонятные (хотя возможно я устарел): цейтрафер (так называлась камера, создающая эффект летящего времени) делает один кадр в секунду или в 2 секунды или в 5 секунд и т. д. При этом она у него ДВИЖЕТСЯ! Как медленно и при этом плавно она может так двигаться? Или я в прошлом веке и это чудеса компьютера? – спрашивает лидер группы «Машина времени».
Автор интернет-хита – иркутский фотограф Станислав Толстнев – внёс ясность, рассказав «Байкал-Daily» о деталях байкальской съёмки, и поделился дальнейшими творческими планами.
- Станислав, ваш ролик быстро обрёл огромную популярность. Расскажите, как пришла идея его создания?
- Всё началось с того, что 2013 году я увидел двухминутный фильм в технике таймлапса (Видео, созданное из серии фотографий, снятых неподвижной или плавно движущейся камерой в течение длительного промежутка времени – ред.) американца Tom Love на сайте timescapes.org. В его фильме была показана красота природы Америки. Я был просто ошеломлён от увиденного, и решил, что хочу сделать такое же, но на нашем Байкале, - рассказал Станислав Толстнев.
- Технические сложности – не редкость в работе фото- и видеографов. Пришлось ли вам с ними столкнуться?
- Я понимал, что наибольший визуальный эффект придает не только ускоренная съемка звёздного неба и облаков, но и передвижение камеры во время съёмки. И принялся за создание слайдера – устройства для передвижения камеры. Я их сделал два. Первый вариант был пробный, собранный буквально из подручных средств, с полностью ручным приводом. С ним я снял несколько первых фрагментов будущего фильма. Но серьезно с ним работать было нельзя, и я сделал второй вариант – из хороших, фирменных комплектующих, полностью моторизованный, с электронным управлением.
- Сделали, а не купили?
- Почему сделал, а не купил? Да потому что готовые варианты стоят порядка 2500-3000 долларов, а приложив руки, я сэкономил раза в четыре. И к тому же я сделал его составным: в двух вариантах длины – 1,2 м., и 2,4 м. Таких готовых решений я вообще в природе не встречал. Съемочная техника – камера Canon 5D M II, светосильные объективы. Также использую дополнительный свет для ночных съемок.
- На кадрах Байкал запечатлён в разное время года. Сколько времени или лет ушло на съёмку?
- Я начал снимать с осени 2013 года. А смонтировал фильм в начале 2016. Некоторые съёмки удалось сделать в течение фототуров, но в основном это целенаправленные поездки за конкретным материалом. Места съемок – Кругобайкальская железная дорога, Малое Море, Тажеранская степь, озеро Фролиха, что на севере Байкала. Есть даже фрагмент с монгольского озера Хубсугул, он считается младшим братом Байкала, и мне тоже захотелось его вставить в фильм.
- Должно быть, в эту работу пришлось привлечь помощников?
- При съёмке трёх фрагментов участвовали, либо помогали мои знакомые, остальные съёмки делал один. Мой знакомый художник говорит, что ему необходимо быть одному, когда он работает. И я его отлично понимаю. Мне хотелось показать больше зимний период, ибо, на мой взгляд, Байкал наиболее красив и уникален именно зимой. Толстый лёд с паутинами трещин, огромные торосы, обледеневшие гроты, наплески…. Это неповторимо!
- Тем не менее, зимой холодно. Как техника выдержала мороз?
- Такие съёмки делать очень непросто. Во-первых, это затрачиваемое время. Чтобы создать 10-секундный таймлапс-ролик в ночное время, на него уходит 3-4 часа непрерывной съёмки камеры. Всё это время надо быть где-то рядом. Раньше я ставил палатку прямо на льду. А недавно купил машину, и сейчас передвигаюсь и «дежурю» в ней. Во-вторых, это борьба с холодом. По ночам минус 20, 25 градусов, а иногда и ниже. Причём мёрзну не я, а техника. Аккумуляторов хватает на 3-4 часа. То есть за ночь получается снять только один ролик, максимум два. В-третьих, часто линза объектива и сам слайдер покрываются инеем. Пытался бороться с этим, придумывал обдув линзы, но всё безуспешно. Просто такие ночи съёмок - насмарку, и всё. Ну и в-четвертых, погода. Сплошная облачность, туманы, шквальный ветер не очень-то способствуют успешным съемкам.
Но я понимаю, что чем сложнее съёмки, тем более уникальный материал можно получить. Просто включить камеру и что-то снять может каждый, и такого материала в сети – океаны. А в ночь 17-18 марта 2015 года мне посчастливилось запечатлеть редчайшее явление в наших широтах – северное сияние. В ту ночь была сильнейшая геомагнитная активность. Я не знал, что так будет, это чистой воды везение!
- Как вы пришли к фотографии? Это хобби, ставшее профессией?
- Впервые я оказался на Байкале в 12 лет, это было в далёком 1986 году. Отец взял нас с братом на рыбалку на Малое Море. Увиденная красота произвела на меня неизгладимое впечатление! Наверное, это и послужило тем импульсом, что в итоге, много лет спустя, я сделал фотографию своей профессией. За эти годы перепробовал многие жанры, от ювелирки до свадеб, работал с модными журналами, была своя фотостудия. Но это уже в прошлом. Я вернулся к тому, с чего пришёл в фотографию - пейзаж. Потому что по-настоящему я кайфую от съемок природы. Сейчас я преподаю в Байкальской академии фотографии, проводим фототуры, а также работаю с фотобанками, где мои фото и видео материалы продаются по всему миру.
Не все мои задумки и идеи удалось пока воплотить, поэтому я продолжаю снимать материал для следующего фильма. Например, пролёты камерой по 100-300 метров в режиме таймлапса, более сложная работа с подсветками в ночное время. Возможно, для этого потребуется помощь ассистентов.
- Жителей Бурятии, Иркутской области, учёных беспокоит экология Байкала. Что вы думаете об этом?
- Уникальная природа Байкала уничтожается. Это не может не тревожить нормальных людей. Таблички типа «не сорить» мало помогают. Поэтому отдельно планирую снять фильм об экологической катастрофе, которая на наших глазах разворачивается на Байкале. Ведь в основном именно наши - иркутяне, ангарчане, улан-удэнцы и другие, приезжая на машинах на Байкал «побухать», оставляют за собой горы мусора. Конечно, не все такие, но процентов 90 точно! Хочу посредством бьющего по мозгу видеоряда с соответствующей музыкой заставить людей опомниться.
Ирина Дамбаева, «Байкал-Daily»