Сегодня журналисты вместе с представителями Общероссийского народного фронта и природоохранных ведомств посетили основные экологически проблемные точки города. В том числе, побывали на «нефтяной линзе» и «фенольном озере».
Как сообщал «Байкал-Daily», в 1990-х годах на одной из 4 работавших в промышленном районе Стеклозавода нефтебаз произошёл прорыв. Многотонная масса мазута ушла в землю, где образовалось нефтяное озеро площадью 6,2 гектара и объёмом не менее 18 тысяч тонн. Много лет так называемая «нефтяная линза» протекала через подземные воды в Селенгу, отравляя воды почти 20 тоннами мазута ежегодно.
В 2013 году на ликвидацию экологического бедствия нашли деньги. В рамках федеральной программы по охране Байкала на очистку было выделено 208 миллионов рублей.
- Была создана система откачки нефтепродуктов, в подземные воды мазутно-водяная смесь уже практически не поступает, - пояснил сегодня замминистра природных ресурсов Александр Лбов. – До 2019 года всё планируется очистить.
Как сообщалось ранее, искали виновников утечки и учёные, и природоохранные органы, и прокуратура. Однако крайнего так и не нашли – ни тогда, ни спустя много лет. В 2013 году прежний министр природных ресурсов Бурятии Баир Ангаев назвал неизвестных виновников аварии маргинальными личностями, добывавшими нефть прямо на берегу Селенги.
Сегодня «маргинальных личностей» впервые раскрыл заместитель министра природы Бурятии. На вопрос, кто всё же виноват в образовании «нефтяной линзы», Александр Лбов ответил: «Минобороны, которое работало до 90-х годов. Утечка была в основном у них».
Он пояснил, что поскольку того предприятия уже нет, обязанности по ликвидации техногенной аварии взяло на себя государство.
Надо ждать
К сожалению, спасение при помощи байкальской ФЦП уж точно не грозит «фенольному озеру». У центральной экологической катастрофы города есть и виновник, и собственник. Но решать проблему никто из них не спешит.
Как сообщал «Байкал-Daily», улан-удэнский локомотиво-вагоноремонтный завод (ЛВРЗ) скопил фенольное озеро в результате работы газогенераторной станции. В 2005 году станция перестала существовать. Но не герметизированный отстойник нефтепродуктов глубиной 27,5 километров остался, и уже больше 10 лет продолжает отравлять подземные воды города. Собственник предприятия РАО «РЖД» сменился на ОАО «Желдорреммаш».
По данным «Байкал Финанс», в 2014 году участок вместе с фенольным озером продали небольшой фирме «ТрансЛогистик». С тех пор «Желдорреммаш», «Транс Логистик» и природоохранная прокуратура продолжают спорить в судах о том, кто обязан устранить отстойник.
Суды Бурятии согласились, что ликвидировать «химическую бомбу» в центре Улан-Удэ обязан всё же ЛВРЗ. Но собственник завода подал дело на пересмотр.
- «Желдорреммаш» считает, что поскольку сделка не была оспорена, все проблемы земельного участка должен решать ООО «ТрансЛогистик». Ну а те говорят, что купили кота в мешке. Они готовы частично участвовать в финансировании этой проблемы, - пояснила сегодня заместитель руководителя Росприроднадзора по Бурятии Ольга Коломеец. – «Желдорреммаш» является собственником этих отходов. Класс опасности третий. Передавать участок в собственность другому лицу было незаконно.
Кто должен отвечать за отстойник и устранять его, мало волнует местных жителей. Но вред от соседства с захоронением нефтехимикатов получают именно они, - поясняют в ОНФ.
- Это раньше была промышленная зона. Сейчас это жилой посёлок, люди дышат. Хроническое отравление фенолом очень страшно для организма. Это прежде всего нервная система и дыхательные пути, - возмутилась представитель ОНФ.
- Это озеро протекло в грунтовые воды, отравило месторождение в посёлке Лазо и через Уду сейчас попадает в Байкал, - присоединился активист Николай Будуев.
В ответ, представитель Росприроднадзора только повторила, что дело передано в Верховный суд России. Поскольку шансов попасть в ФЦП по охране Байкала у отстойника нет, жителям Кирзавода остаётся только ждать решения Верховного суда, который оставит отвечать за отстойник «Желдорреммаш». Поскольку, как отметил сегодня замминистра природы, «деньги у них есть». Он также сообщил, что стоимость ликвидации отстойника составит порядка 560 миллионов рублей.