Для медвежонка, которому потребовалось заменить хрусталики в обоих глазах, выделили специальный день, в субботу, когда в МНТК «Микрохирургия глаза» нет других пациентов, и даже обустроили особую просторную операционную в холле здания. Таких хирургических вмешательств в мире – по пальцам пересчитать, сообщает «АиФ».
Больще всех за юную пациентку из Московского цирка переживал Александр Иванов, «начальник» косолапой Марты. Заслуженный артист России, руководитель аттракциона «Медведи-канатоходцы» вспоминает, что год назад, когда малышка только появилась в цирке, ничего особенного в её поведении дрессировщики не замечали.
- Мы взяли двоих медвежат: Марту и Аню, - рассказывает Александр Иванов. – Сначала всё было спокойно – малыши как малыши. Но уже через несколько месяцев мы почувствовали, что одна наша подопечная не очень хорошо видит: хуже подруги реагирует на движения, не совсем ровно ходит по манежу.
Дрессировщики забили тревогу – обратились к ветеринарным врачам, и те поставили Марте страшный диагноз: врождённая катаракта. Медвежонок не был совсем слепым, но вместо ярких огней цирка и восторженных лиц зрителей видел лишь мутные расплывчатые контуры.
- Однако тогда, полгода назад, ветеринары нам сказали, что исправить это пока нельзя, потому что у медвежонка, как у человека, глаз формируется до определённого возраста, - продолжает рассказ Александр Иванов. - А сейчас Марте уже исполнился год, считается, что мишка уже достаточно вырос для операции. Удачно совпало, что именно в это время мы попали на гастроли в Иркутск, где врачи всё-таки решились взяться за такое непростое дело.
Перед сложнейшей операцией медики никаких комментариев не давали – были слишком сосредоточены, не отходили от Марты ни на шаг. И во время самой процедуры, которая длилась больше полутора часов, за состоянием окутанного медицинскими трубками, мишки внимательно смотрели сразу несколько специалистов – следили за пульсом, дыханием, давлением, действием наркоза.
Не отходил от операционного стола и Александр Иванов – всё это время он держал юную партнёршу по арене за лапу.
- Переживал за неё, как за своего родного партнёра, - позже поделился он. – Сидел рядышком, чтобы моя рука была поближе к сердцу, и я чувствовал, что оно у неё ровно стучит, что Марта спокойно дышит. Для меня самым важным было то, чтобы я в случае чего мог её поддержать, как родного человека.
Перед операцией и врачи не были до конца уверены в успехе, хотя в технологии, по которой собирались оперировать Марту (это так называемая факоэмульсификация) нет ничего необычного – каждое движение хирурга уже отточено десятилетиями. Правда, на глазах человека, а не медведя.
- Все этапы операции уже хорошо известны, - объясняет хирург-офтальмолог, кандидат медицинских наук Марина Шантурова. – Но ситуация осложнялась тем, что практически нигде в литературе нет данных о строении глаза медведя, его анатомии – особенностях, которые важны чисто хирургически. А когда идёшь, не имея полной информации, это всегда страшно. Мы оперировали, затаив дыхание, потому что те источники, которые нам удалось поднять, говорили о том, что у медведя очень плотный хрусталик, а значит, операцию не удастся сделать тем способом, которым мы планировали»
Но врачам удалось совершить чудо. Во многом - благодаря тому, что Марта ещё маленькая, и глазки у неё – как у ребёнка. Теперь в глазах у циркового медвежонка стоят искусственные хрусталики, которые, по словам докторов, «раскрылись очень красиво».
- После операции настроение у всей бригады отличное, потому что всё получилось так, как мы задумали, - улыбается Марина Шантурова. – Искусственный хрусталик идеально подошёл для глаз нашей пациентки. Мы даже не ожидали, что всё пройдёт так удачно, и теперь мне хочется немного отойти от переживаний, успокоиться, потому что целую неделю мне снились медведи! Во сне вспоминала их размеры, особенности, думала о том, всё ли мы подготовили для операции. Сегодня, например, снилось, что не готов шланг, чтобы подавать медвежонку кислород. Но в итоге никаких внештатных ситуаций, к счастью, не было.
Хотя с некоторыми неожиданностями врачам всё же пришлось столкнуться. К примеру, передняя капсула хрусталика медвежонка оказалась куда плотнее, чем у человека, и хирургу пришлось очень долго её рассекать. Людям эту процедуру проводят быстро, достаточно одного движения, а здесь врачу пришлось попотеть. Также медиков удивило и то, что у такого большого зверя (а годовалый медвежонок уже размером с овчарку) такой маленький глаз – перед операцией Марте ультразвуком измерили длину глаза, и она оказалась меньше, чем у ребёнка.
Во время операции медики не делали ни одного шва, а это значит, что уже через несколько часов после волнительной процедуры, косолапый увидел своих коллег по манежу во всех красках. Из клиники Марту увезли обратно в цирк, однако врачи продолжали наблюдать за её состоянием и там. Теперь, спустя два дня после операции, все, кто беспокоился за мишку, окончательно выдохнули.
Уже к концу этой недели медики разрешат Марте ненадолго выйти на манеж во время открытой репетиции, а в следующий понедельник мишка уже отправится на полноценную прогулку.