«На учения для буддистов России прибыли паломники из Бурятии, а также мои давние друзья ─ Джамьянг, которого я знаю со времен моего самого первого визита в Советский Союз в 1979 году. Теперь я вновь встретился с ним, и я очень этому рад. Приехал и Чойдоржи, которого я знаю уже много лет. Когда я встречаюсь с этими людьми, я вспоминаю свои первые визиты в вашу республику, Бурятию. Я отчетливо помню маленький храм, который, как мне рассказали, был построен при Сталине. Это нечто весьма удивительное!
Как бы то ни было, я всегда помню о вас. Сейчас в вашей республике работают мои друзья, такие как Ело Ринпоче и другие. Насколько я знаю, они вносят свой вклад в развитие буддийской Дхармы в ваших краях. Я очень этому рад. К тому же, довольно большое число учеников из вашей республики поступает на обучение в наши монастырские институты на юге Индии.
Сегодня мы вступили в 21-й век, и мы должны быть буддистами 21-го века. А значит, нам необходимы всесторонние знания, которыми обладает современный мир, и нам следует использовать те новые возможности, которые он предоставляет; новые технологии. Одновременно мы должны пополнять свои знания о буддизме.
Для того чтобы составить целостную картину буддийской Дхармы, я обычно предлагаю выделить в ней три аспекта. Научный аспект, упомянутый в буддийской литературе, который я обычно называю «буддийской наукой», и аспект философский имеют универсальное значение, относятся к области академического знания. Когда мы говорим о буддийской науке и буддийской философии, то здесь, по сути нет концепций «добра» и «зла». Мы попросту описываем реальное положение вещей. И уже после этого, на основе двух упомянутых аспектов, возникает третий, религиозный аспект буддизма. Для того чтобы в полной мере постичь религиозный аспект буддизма, мы должны знать основы буддийской Дхармы.
Но, к сожалению, мы, представители буддийских сообществ, включая нас, тибетцев, не уделяем должного внимания изучению основ буддийской Дхармы. Мы лишь довольствуемся чтением буддийских молитв, взращиванием веры; начитываем мантру «Ом Мани Падме Хум» или молитву обращения к Ламе Цонкапе «Мигме Цеве Терчен Ченрезиг…». И все! А в монастырях, будь то тибетских или относящихся к гималайскому региону, монахи нередко ограничиваются исполнением ритуалов, это превращается в дань традиции, в обычай. Местные жители приходят, совершают небольшие подношения, и этим все заканчивается. Так не годится! Всякий буддийский монастырь должен быть учебным центром. Это очень важно! Вот что я хотел вам рассказать.
Если вы знаете всю структуру буддийского пути, тогда вы сумеете объединить буддизм с современной наукой, а это очень важно. Мы живем в 21-м веке, когда материальное развитие достигает небывалых высот. Россия также развивается чрезвычайно быстрыми темпами. Во всех странах мира стремительно повышается уровень материального благополучия, но одновременно растет и коррупция, а также число совершаемых самоубийств. Усиливаются депрессия, алкоголизм. Почему? Потому что людям не достает мира в душе, не хватает внутренней силы. Это отчетливо показывает нам, что помимо экономического развития нам, человечеству, также необходимы внутренние ценности. Без них человеческое общество не может быть счастливым! Об этом вам следует знать.
Мы с вами традиционные последователи буддизма. Но, разумеется, мы должны уважать и по достоинству ценить все крупные религиозные традиции, ведь они служили человечеству на протяжении тысячелетий. И в будущем они тоже продолжат свое служение человечеству. Однако, похоже, что только буддизму суждено идти рука об руку с современной наукой. Это еще один момент, о котором стоит задуматься, о котором следует знать. Спасибо!», сообщает пресс-служба фонда «Сохраним Тибет!».