Ламы из тантрического дацана Калачакры (Улан-Удэ, Бурятия) начали возводить её в Инженерном доме Петропавловской крепости прямо на выставке «Петербургский дацан. К 100-летию храма».
Мандала представляет собой двухмерное изображение дворца Бодхисаттвы милосердия и сострадания Авалокитешвары. С 7 октября и по 29 ноября мандала будет доступна для всеобщего осмотра.
Официальная церемония начнётся в полдень 7 октября 2015 года в Петропавловской крепости традиционным для Санкт-Петербурга полуденным выстрелом из пушки с Нарышкина бастиона. В 13 часов в Инженерном доме впервые в современной истории России на празднования столетия петербургского дацана вместе соберутся руководители всех буддийских религиозных организаций России: Пандито Хамбо лама Буддийской традиционной Сангхи России Дамба Аюшеев, Шаджин лама Республики Калмыкия Тэло Тулку ринпоче, Камбы лама Республики Тыва Лопсан Чамзы, Хамбо лама Алтая Мерген Шагаев, руководитель буддийской общины Республики Хакасия Чоян Кольчиков.
Ламы прочитают молебен в память о российских императорах и во благо процветания государства в первый день официальных празднований 100-летия Санкт-Петербургского дацана в Петропавловской крепости. На основе текстов, которые хранятся в Институте восточных рукописей и в фондах восточного отдела библиотеки СПбГУ на тибетском и монгольском языках и лично подписаны VII Пандито Хамбо ламой Галсан-Чойраб (Сандэлэг) Ванчиковым, создана молитва «Преумножающая долголетие», обращенная к российским императорам и во благо процветания государства. Это восходит к 18-му столетию, когда Елизаветой Петровной в 1741 году был подписан манифест об учреждении буддизма одной из официальных религий России, а в 1764 году Екатерина II основала пост главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья и подписала Указ, по которому был определен штат лам в буддийских храмах, то есть образована структура организации, правопреемником которой является нынешняя Буддийская традиционная Сангха России.
Именно эту молитву прочитают 7 октября совместно настоятели дацанов Буддийской традиционной Сангхи России и ламы Санкт-Петербургского дацана во главе с XXIV Пандито Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым.
Почти у всех божеств есть свои мандалы, но для возведения обители божества в Петропавловской крепости был неслучайно выбран Авалокитешвара (Арья Бала – бур, монгол.), ведь Авалокитешвара является Бодхисаттвой милосердия и сострадания. Считается, что с того момента, как ламы начали возводить мандалу, одновременно каждый день приглашая Авалокитешвару посетить свой дворец, и до процесса разбора мандалы – божество спускается с небес и находится здесь. В это время каждый пришедший может получить благословение божества и сделать свои подношения для Бодхисаттвы Авалокитешвары.
В неизменном состоянии мандала будет находиться на выставке почти два месяца – впервые в Санкт-Петербурге песочный дворец божества планируется сохранить в неизменном состоянии столь длительное время.
Считается, что она обладает целебной силой и отгоняет злых духов. По буддийским воззрениям создание мандалы способно оказать благотворное влияние на судьбу страны и всех населяющих ее народов вне зависимости от их вероисповедания.
Песок для мандалы Авалокитешвары получен ламами дацана Калачакры (тантрического Дуйнхор дацана) в результате дробления и измельчения камней, привезенных с озера Байкал. Измельчение камней до состояния песка сопровождается начитыванием особых мантр, вследствие чего этот песок приобретает сакральные свойства. В конце выставки ламы Санкт-Петербургского дацана проведут ритуал разбора мандалы. Этим обрядом буддийские священнослужители стараются еще раз подчеркнуть непостоянство и мимолетность бытия, направить людей на поиски истинного знания, способного принести благо всем живым существам во Вселенной.
После разбора мандалы часть песка будет поднесена специальным божествам – хозяевам воды, оставшийся песок ламы раздадут прихожанам, этот песок будет оберегать их от болезней и несчастий, сообщают «Петербургские страницы».