Сегодня 24 сентября в 14 часов началась конференция в музыкально-гуманитарном лицее имени Дандара Аюшеева, где он начинал свой музыкальный путь, как послушник в дацане.
Родился он 17 сентября 1910 года в улусе Нуган Тункинского аймака Бурятии. Семья была многочисленной и бедной, поэтому 13-летний Дандар был отдан в дацан. В 1929 году композитор и музыковед П.М.Берлинский организовал первую в республике музыкально-этнографическую экспедицию. В дацане они с восхищением услышали великолепную игру послушника Дандара. Берлинский поверил в талант Аюшеева. И через год после встречи со знаменитым композитором Дандар приехал в Верхнеудинск, где и поступил сначала в студию искусств, а затем в техникум искусств. Затем Аюшеев был принят в Уральскую консерваторию, в класс профессора М.П.Флорова.
Из музыкальных жанров Аюшеева особенно увлекла опера, тем более, что в 1938 году он помогал своему учителю в работе над оперой «Энхэ-Булат батор», подбирал необходимые бурятские народные мелодии. Учебу в консерватории Аюшеев завершил в годы войны.
Возвратившись в Улан-Удэ с дипломом композитора, Аюшеев сразу же приступил к работе над крупными сочинениями - оперой «Дарима» на собственное либретто, балетом «Бато» на либретто М. Арсеньева. Затем написал музыку к пьесе Х. Намсараева «Кнут тайши», к кинофильму «25 лет Бурятии» и ряд симфонических и камерных пьес и песен. При такой завидной интенсивности работы молодой композитор быстро достиг мастерства.
В сочинениях первой половины 50-х годов уже проявляются многие черты будущего зрелого периода творчества Аюшеева - яркая картинность музыкальных образов, прочные связи с народной песенностью, мелодичность, простота изложения.
Расцвет творчества талантливого композитора наступает во второй половине 50-х годов. Аюшеев становится зрелым музыкантом, ясно понимающим цель своей работы и знающим путь к ее достижению. Начинает воплощаться замысел крупнейшего создания Аюшева - оперной трилогии. Ее постановкой открылась в ноябре 1959 года вторая декада бурятского искусства и литературы в Москве.
Открытие декады именно этой оперой было значительным и символическим фактом. Значительным, потому что появление оперы знаменовало, насколько возросла музыкальная культура Бурятии. За вклад в национальную музыкальную культуру композитор был удостоен высокой награды - ордена Ленина.
В 60-е годы и вначале 70-х Аюшеев написал еще много произведений - симфоническую сюиту «Таежные песни», камерную ораторию «О Родине, о партии», поэма «В долине Оронгоя», песенные циклы - детские песни, песни о Ленине. Значительным вкладом в бурятскую музыку стало яркое произведение Аюшеева - симфоническая поэма «Богатая долина», с успехом исполненная в Улан-Удэ и в Москве.
Последним сочинением талантливого композитора явилась опера «Саган-хатан» на либретто талантливого национального поэта Д. Улзытуева, но, к сожалению, работа над оперой была прервана трагической гибелью композитора, сообщает информационный центр минкульта Бурятии.