Жители села Сухая Кабанского района Бурятии не знают слова «халтура»: для них перебиваться случайными заработками и есть постоянная работа. Кто-то подрабатывает частным извозом, кто-то строит дома. Основные заработки приходятся на лето, когда на Байкал приезжают многочисленные туристы. Они снимают у местных комнаты и пакетами скупают засоленного омуля, который водится только в сибирских озерах. Впрочем, вырученных денег жителям села едва хватает до начала следующего сезона.
- Мы бы могли омуля добывать, но нам выделяют очень маленькие квоты на него. Самые большие у городских предприятий, а нам можно только себе на прокорм. Превысишь квоту – браконьер. Но какой я браконьер, я из рыбацкой династии! – возмущается местный житель Геннадий.
С недавнего времени у него и других обитателей Сухой появилась перспектива зарабатывать на туристах весь год.
Круглогодичный туризм на Байкале стал модным относительно недавно, но при разумных инвестициях он может стать прибыльных для жителей прибрежных сел и всего региона, говорит советник по связям с общественностью программы развития ООН (ПРООН) Виктория Зотикова. Берег с бурятской стороны куда больше, чем с иркутской, но финансирование туристической отрасли в республике вообще не ведется, поэтому сюда приезжают в основном так называемые неорганизованные туристы.
Чтобы эта отрасль заработала, ПРООН совместно с компанией Coca-Cola в 2010 году запустили пятилетний проект под названием «Каждая капля имеет значение». За финансирование отвечает производитель газированных напитков, а за распределение средств – ООН. В начале программы был объявлен конкурс на получение девяти грантов – по $7,5 тысяч каждый – среди общественных организаций, выступавших с предложениями по защите экологии Байкала.
Параллельно финансировать экотуризм в Бурятии взялось российское правительство. Оно же позволило Байкальскому целлюлозно-бумажному комбинату (БЦБК) в соседней Иркутской области сливать отходы в озеро, но экологов эта двойственность не смущает.
Гранты выиграли девять волонтерских организаций. Среди них бывшие работники местной заброшенной рыболовецкой базы, построенной еще в начале XIX века. В трех покосившихся бараках нет электричества, стоят те же чаны, в которых солили рыбу сто лет назад, а сквозь зазоры в деревянных стенах дует ветер и слышен шум байкальских волн. Теперь базу планируется превратить в «Музей воды», в который будут водить экскурсии и рассказывать об особенностях байкальской фауны и уникальности этого озера.
Пока единственный признак модернизации – пластиковая кабинка общественного туалета, но организаторы проекта надеются, что водить туристов по отремонтированным отапливаемым залам они смогут уже этим летом.
- Остальные проекты-победители – в основном туристические стоянки и санатории, но среди них есть несколько просветительских программ для будущих туристов, – говорит Зотикова.
Отдыхающие прекрасно помнят, откуда на берегу открывается лучший вид, но забывают, что убрать за ними мусор здесь некому, жалуется представитель ПРООН. Поэтому среди победителей оказались и программы по утилизации отходов. Например, волонтерская организация «Турка» получила грант на вывоз отходов с туристических стоянок, а студенты бурятского пединститута теперь будут печатать листовки и организовывать просветительские акции на тему селективного хранения мусора. Одну подобную акцию они уже провели в прошлые выходные, выбравшись с журналистами на Байкал для уборки. Пройдя два километра песчаного берега, волонтеры собрали девять тракторных прицепов пластиковых бутылок, одноразовой посуды и консервных банок.
- Вообще у нас местные жители покупают алкоголь еще и для того, чтобы вылить его в наших священных местах и задобрить духов: у нас же силен шаманизм. Правда я не понимаю, почему они бутылки не убирают, раз так духов боятся? – возмущается местный гид Светлана Куликова.
Местные жители уверяют, что и сами будут следить за чистотой берега. Правда теперь их еще больше смущает соседство с БЦБК.
- Если они будут туда эту дрянь сливать, то сюда вообще никто ездить не будет. Пусть закрывают его, – возмущаются рыбаки из Сухой. На вопрос не собираются ли они выходить на акции протеста, они покачали головами. «Куда ж тут митинговать выйдешь?» – развел руками один из них, глядя на бескрайние лесистые сопки, тянущиеся вдоль побережья Байкала, сообщает «Газета.Ru».