Изменения, которые сегодня обсуждали члены Народного Хурала, горсовета, правительства и представители общественности, могут стать для города действительно историческими – в Улан-Удэ предлагается отменить такой институт как прямые выборы градоначальника. Роль мэра будет выполнять один из представителей городского совета депутатов – тот, кого депутаты сочтут наиболее подходящим для этой должности.
О грядущих изменениях в уставе города стало известно давно. СМИ республики еще с начала года начали сообщать о некоторых деталях разрабатывающейся новой схемы управлением Улан-Удэ. К лету, когда на сессии горсовета, была официально объявлена дата грядущих публичных слушаний, ситуация стала накаляться. Дело в том, что категорически против новой схемы выступили бурятские коммунисты. БРО КПРФ особенно насторожило то, что в случае принятия изменений в уставе города исчезнет такой социальный институт как выборы градоначальника. А ведь местные коммунисты явно нацеливались на предстоящие выборы мэра, небезосновательно считая, что смогут взять это кресло. Изменения в уставе ставили жирный крест на расчетах КПРФ. Как уже сообщал «Байкал-Daily» коммунисты в течение лета провели ряд протестных акций. Наиболее заметными из них стали пикеты, устроенные представителями КПРФ в разных точках города накануне публичных слушаний. Предполагалось, что на публичных слушаниях коммунисты и ряд подержавших их оппозиционных партий так же устроят «бучу». Поэтому СМИ ждали «часа Икс» с большим нетерпением.
Однако большой «заварушки» на слушаниях не случилось. Не было заметно признаков народного гнева и перед зданием администрации. Все было более чем спокойно. На крыльце мэрии одиноко стояли стол и урна, куда могли складывать свои пожелания те, кто не попал на слушания в зал (отметим, что особого ажиотажа у стола также не наблюдалось). Пожалуй, единственным признаком того, что в мэрии происходит что-то интересное, стало необычное скопление сотрудников правоохранительных органов. Милиционеры группами стояли возле «головы Ленина», у крыльца мэрии и даже в фойе администрации. Да и обычная милицейская вахта всматривалась сегодня в проходящих в мэрию людей гораздо более пристально. Единственным потенциальным возмутителем спокойствия, который все-таки прорвался в зал, стал небезызвестный Бато Багдаев, ставший неофициальным пресс-рупором БРО КПРФ. Но отдельные выкрики и язвительные реплики Багдаева общий ритм слушаний нарушить не смогли, так как большую часть зала занимали сторонники изменений – представители правительства и горсовета. К тому же председатель горсовета Александр Голков, имеющий немалый опыт в таких мероприятиях, с самого начала заседания жестко взял инициативу в свои руки. Голков сразу же предупредил, что он будет крайне строг с регламентом, согласно которому каждому выступающему в прениях давалось не более трех минут.
- У меня на столе стоит устройство, которым я буду напоминать о регламенте, - заявил Голков и демонстративно прозвенел колокольчиком.
С часовым докладом было разрешено выступить только советнику председателя горсовета Сергею Хорганову, который рассказал о деталях изменений. Здесь можно отметить, что Александр Голков в ходе слушаний был явно настороже и немедленно пресекал малейшие попытки хоть какого-либо бунта. Причем, свой суровый нрав Голков проявил в первые же минуты совещания, довольно резко ответив на требование депутатов Народного Хурала от СР и ЛДПР перенести заседание в более просторный зал и изменить регламент:
- Это зал утвержден комиссией. Регламент тоже утвержден. Я лучше знаю, что написано в положении о проведении о публичных слушаниях.
Тем самым председатель горсовета ясно продемонстрировал коллегам-хуральцам, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Все то, что рассказал присутствующим советник Голкова Сергей Хорганова, уже много раз было объяснено в печатных и электронных СМИ. Суть изменений в том, что городские избиратели сначала выбирают депутатов горсовета. Потом депутаты сами определяют, кто из них станет мэром. Так что должность мэра никак не отменяется - просто он будет назначен из числа депутатов, а не выбран.
Еще одним новшеством является введение в мэрии должности руководителя администрации (название сити-менеджер, отметил Хорганов, не совсем правильное). Руководитель администрации избирается на основе конкурса и должен отвечать ряду требований – высшее образование, трехлетний опыт работы, отсутствие судимостей и т.д. Такая схема принята в Благовещенске, Казани, Твери, Саратове, Перми, и пяти муниципальных образованиях Бурятии.
По завершении доклада начались прения. Как и ожидалось, категорически против выступили коммунисты.
- Устав города – это конституция. С уставом надо обращаться осторожно. Мы не можем согласиться с этими изменениями. Мы за выборы мэра, - заявил представитель КПРФ Сергей Аюшеев.
Коммунистов поддержал и депутат Народного Хурала от ЛДПР Игорь Бобков:
- Позиция ЛДПР – против, - заявил Игорь Бобков. – Городской хозяйственник будет обслуживать своих нанимателей и работать в угоду им. Если мы позволим реализовать этот проект, то с демократии будет сорван последний фиговый листок.
С резкой критикой изменений выступили председатель РО партии «Правое дело» Евгений Меньшиков и представитель ветеранской организации Трофимов. Впрочем, как тут же выяснилось, далеко не все ветераны были «против». Представители городского совета ветеранов были убеждены, что предлагаемые изменения - к лучшему. Того же мнения придерживался ряд депутатов от «Единой России» в горсовете и Хурале.
Интересную позицию заняла в диспуте «Справедливая Россия». В отличие от других оппозиционеров эсеры, в лице депутата НХ Сергея Мезенина, не стали критиковать изменения в целом.
- Мы можем ввести в городе должность сити-менеджера. Нам ничего не мешает ввести в городе эту должность. Но всенародные прямые выборы мэра города должны остаться. Мэр должен нести конкретную политическую ответственность, также как и за социально-экономическое развитие города, - заявил Сергей Мезенин.
Прозвучал на совещании и ряд других выступлений – выступили депутаты, представители общественных организаций и бизнеса. Однако в них критики уже не содержалось. Все выступающие высказались за изменения, предложенные горсоветом.
Таким образом, можно констатировать, что этот раунд явно остался за сторонниками изменений в уставе Улан-Удэ. Впрочем, до самих изменений еще жить и жить. Как напомнил присутствующим Александр Голков, до того как изменения действительно будут претворены в жизнь, еще два года. Они могут вступить в силу только в 2012 году, когда пост мэра покинет Геннадий Айдаев.