- Людмила Марковна, сколько у нас в республике детей с челюстно-лицевыми дефектами? Насколько актуальна проблема для Бурятии?
- Дефекты челюстно-лицевой области – хромосомные, наследственные. На них трудно повлиять, но это не приговор. В одной и той же семье может родиться один ребенок с пороком, а второй - абсолютно нормальным.
Имеется статистика, которая определяет частоту возникновения пороков. На 700 или тысячу родов рождается один такой ребенок, по статистике, это должны быть 20-22 ребенка в год. Но, очень часто природа сама прекращает развитие такой беременности. Поскольку порок становиться виден приблизительно с 12-й недели беременности, у родителей есть право до 22-й недели принять решение - прервать беременность или родить этого ребенка и сделать в последующем операцию. На прерывание идут не очень большая часть родителей.
Таким образом, в год с этими пороками рождается 16-17 детей. На сегодня у нас в реестре и прооперированных, и не прооперированных около двухсот детей.
- Как Бурятия готовится к проведению благотворительной медицинской акции «Операция «Улыбка», в ходе которой врачи-волонтеры международного уровня будут бесплатно консультировать и оперировать детей с челюстно-лицевыми дефектами?
- Акция международного благотворительного фонда «Улыбка» пройдет в Бурятии ориентировочно в конце августа, приблизительно в течение семи-восьми дней. В республику прибудет делегация в составе 31-33 специалистов - это врачи-хирурги, логопеды, анестезиологи, средний медицинский персонал, координаторы.
Наша акция предполагает самое большое количество задействованных детей в Сибирском федеральном округе. И за короткий период времени, вот почему такая большая команда приезжает.
«Улыбка» - это такая комплексная помощь детям, и тем, кто пойдет на операцию, и тем, кто уже перенес ее, плюс консультативный и образовательные блоки.
То есть, как правило, первые два дня - такой большой подготовительный этап, огромная работа консультантов. Наши педиатры смотрят ребенка и определяют показания и противопоказания к операции. Сейчас уже отобрано 57 детей, которым будет оказываться хирургическая помощь. Также приглашаются на осмотр дети, которые ранее были прооперированы – они тоже пройдут консультирование.
В последующие дни, в течение четырех суток, состоятся операции на четырех операционных столах в республиканской больнице имени Семашко.
В рамках акция «Улыбка» группа приезжих тьюторов по совместной договоренности, проведет мастер-классы по вопросам реанимации детей для среднего персонала детских отделений. Также состоятся мастер-классы для хирургов, которые оперируют детей с такими дефектами.
- Какие вложения делаются со стороны принимающего региона?
- Все, что делается в Бурятии вокруг «Улыбки», даже если не перечисляются живые деньги - благотворительность. Наши врачи - анестезиологи, реаниматологи, операционные сестры, педиатры, средний персонал, лаборанты, бесплатно работают в субботу-воскресенье. Они за это не получают заработную плату. Главы наших муниципальных образований без вопросов дают и транспорт, и ГСМ, вкладывают деньги из своего бюджета.
Республиканская больница имени Семашко предоставляет и помещения, и оборудование, мягкий инвентарь, питание для этой большой команды. Они остановили операции, освободили все, отдали детям.
Когда территория принимает «Улыбку», она тоже вкладывается, не всегда деньгами, а делами – я бы так сказала.
- Какова на сегодня демографическая ситуация в республике?
- В прошлом году был прирост, существенный рост числа родов. Что мы имеем сегодня? Мы не растем и не падаем - остались на месте. За последние полгода, по сравнению с шестью месяцами прошлого года, в республике родилось на сто детей меньше. Статистики говорили, что будет провал в 2011-2013 годах. Но с учетом того, как мы сейчас рожаем в Бурятии, я не думаю, что у нас будет, например, всего 14 тысяч родов, думаю, что мы на цифре в 16 тысяч так и останемся. Пока я большого провала не вижу.
Настораживает снижение родов в сельской местности. В городе же сохраняется прирост, за счет этого мы остаемся на позиции в восемь тысяч родов за полгода, такой же практически как в прошлом году.
При этом в каждом втором случае, в 53 процентах, рожали вторых и последующих детей. Пока эта тенденция сохраняется, сильного падения рождаемости не будет.
- Какую роль в сохранении и увеличении рождаемости играют социальные программы по охране материнства и детей?
- Активно-репродуктивный возраст снижается, будет снижаться и рождаемость. Но это не значит, что будет большой провал. Не забывайте, что идет поддержка материнства и детства, приняты социальные программы. Люди, которые раньше говорили, что они будут иметь только одного ребенка, учитывая материальную поддержку, рожают еще. Мои коллеги-врачи, люди всегда занятые, заводят и вторых детей, и третьих.
Пять лет назад таких было только 40 процентов, сейчас в Улан-Удэ каждая вторая семья, а это 48 процентов родов, заводят второго и последующего ребенка. В некоторых районах первично рожают только 30-35 процентов, а зато повторно – 70 процентов.
Конечно, это результат социальных программ, однозначно, сработали социальные проекты. Помимо введения материнского капитала, увеличились пособие по рождению ребенка, пособие по содержанию до полутора лет. Это уже не мелкие деньги.
- В интервью «Байкал-Daily» главный педиатр Бурятии Наталья Гомбоева упомянула о строительстве перинатального центра. Расскажите, пожалуйста, на каком этапе сейчас идут работы? Какие нововведения планируются с его открытием?
- Строительство перинатального центра – это самый крупный проект, который будет реализовываться в Бурятии в сфере охраны материнства и детей. Буквально сегодня было согласовано техническое задание, которое затем будет выдано на торги.
Я считаю, что наши женщины должны получать медицинскую помощь в учреждениях современного уровня. Когда происходит чудо природы - рождение ребенка, вокруг должны быть великолепные условия. Хотелось бы, чтобы наше население получало медицинскую помощь на мировом уровне. Без хорошей материально-технической базы, даже если ты технологически все правильно делаешь, этого не достичь.
Например, мне очень хочется, чтобы на родах с нашими мамами были рядом родственники. Но такую семейную поддержку мы сейчас не можем внедрить широко, потому что у нас нет таких условий. Мы, конечно, делаем первые шаги в наших родовспомогательных учреждениях, которые были построены раньше.
В городском роддоме, поскольку он построен в 80-х годах, и там еще можно что-то переделать, мы решаем вопрос, как открыть индивидуальный родильный зал. Это даст возможность присутствия любого родственника по желанию роженицы и очень существенно может повлиять на результат родов. Ведь от этого многое зависит – возможность вести себя, как хочется, принять абсолютно свободную позу, полежать в ванне, поскольку это все-таки уменьшает боль.
Все это будет возможным, когда будет построен современный акушерский стационар. Когда мы разрабатывали техническое задание, мы постарались учесть все современные требования.
В Бурятии должен быть такой родильный дом – если проект осуществится, это будет на долгие-долгие поколения очень хорошим и добрым делом для республики.