Согласно инструкции обследование помещений — это гласное оперативно-розыскное мероприятие (оно проводится открыто и не требует санкции суда), в ходе которого сотрудники органов внутренних дел могут изымать документы и другие вещдоки. Оно может проводиться, когда есть сведения о преступлении. Его необходимость оперативник должен обосновать в рапорте на имя руководителя. При обследовании должны присутствовать понятые.
Милиции придется оставлять предпринимателям копию распоряжения об обследовании, иначе оно незаконно. Это важный пункт, отмечает сотрудник центрального аппарата МВД: значит, будет известно конкретное должностное лицо, отдавшее приказ, его распоряжение можно будет оспорить в суде.
Сейчас предприниматели часто сталкиваются с тем, что оперативники не отдают им на руки копию распоряжения о проведении обследования в их офисе, подтверждает старший юрист компании «Налоговик» Роман Терехин. Это может стать средством от «шальных налетов», когда правоохранители приходят на предприятие, не имея реальных оснований для проведения мероприятия. В апреле сотрудники отдела по налоговым преступлениям УВД ЦАО провели осмотр и выемку документов в приемной депутата-единоросса Госдумы Владимира Мединского и в офисе основанного им ЗАО «Корпорация «Я». Основанием для осмотра стало написанное от руки заявление младшего офицера отдела о недостоверном декларировании. Впоследствии прокуратура Москвы признала, что действия милиционеров были незаконными, но лишь когда с требованием проверки выступила Госдума.
Терехин считает значимым и пункт инструкции, где перечисляются должностные лица, имеющие право санкционировать обследование: «За последний год в нашей практике встречались случаи, когда обследование проводилось с санкции начальника оперативно-розыскной части. Теперь же необходима санкция как минимум замначальника УВД».
Но странно, что на проработку документа потребовалось так много времени, отмечает эксперт: поправки в законы о милиции и об оперативно-розыскной деятельности, вызвавшие потребность в новых инструкциях, были внесены еще в 2008 г. У милиции отобрали функции плановых проверок бизнеса, но разрешили проводить их, если подозревается преступление. Прежние регламенты утратили силу, и наступил правовой вакуум, сообщают «Ведомости».