Кроме того, начнут взымать плату за проезд большегрузов свыше 12 тонн. За счет нее и повышенных акцизов будет пополняться Федеральный дорожный фонд. Деньги из него будут направляться на ремонт, содержание и строительство федеральных автодорог, уточнил Иванов.
По его мнению, новая система сбора средств на дороги будет объективней, чем взымание транспортного налога. Сейчас тем, кто редко ездит на машине, приходится платить налог наравне с заядлыми автолюбителями и профессионалами. А со следующего года расходы на содержание автомобиля будут определяться, в первую очередь, количеством потребляемого топлива. Те, кто пользуется своим железным конем один раз в неделю, будут платить меньше, отметил Иванов.
Но, по прогнозам экспертов аналитического агентства «Автостат», чтобы компенсировать выпадающие при отмене транспортного налога доходы бюджета, стоимость бензина надо поднять на 10 процентов. По подсчетам редакции, его цена окажется на уровне около 30 рублей за литр А-92.
Принципиально важным вице-премьер считает решение о закреплении минимального объема наполнения фонда на уровне не ниже ассигнований, которые выделены на содержание и строительство автодорог в 2010 году из федеральной казны. Это даст возможность не уменьшать расходы на дорожное хозяйство «ни в коем случае, ни при каких сценариях экономического развития», подчеркнул вице-премьер.
Ранее уже сообщалось, что на текущее содержание дорог федерального значения в 2010 году планируется выделить 17 миллиардов рублей, а на строительство 274 миллиарда рублей. По расчетам минтранса, федеральная часть дорожного фонда может пополняться и за счет акцизов на импортные бензин, дизельное топливо и моторные масла плюс акцизы на автомобили и мотоциклы, НДС от реализации транспортных средств и нефтепродуктов, производимых на территории России и импортных. Это позволит за год аккумулировать в фонде до 475 миллиардов рублей. Этих денег должно хватить на содержание и ремонт автодорог, считают в ведомстве.
Дело осталось за малым: за полгода подготовить и внести изменения в кодексы, законы и нормативы. А также прояснить некоторые социальные вопросы. Например, на данный момент пенсионеры освобождены от уплаты транспортного налога. А будут у них льготы при покупке бензина при новой системе?
Минфин в целом поддерживает идею о переходе от транспортного налога к топливным акцизам. Ведомству правительством поручено просчитать финансовые перспективы отмены транспортного налога и компенсации его повышением ставок акцизов на горюче-смазочные материалы. На проработку данного вопроса минфину дан месяц.
Глава минфина Алексей Кудрин предлагает отходить от транспортного налога поэтапно.
- О темпах введения акцизов и отмены транспортного налога сейчас говорить рано. Какими именно этапами и какими ставками будет сопровождаться этот переход, пока сказать тоже нельзя, - сказал Кудрин.
По предварительной информации минфина, для компенсации отмены транспортного налога может потребоваться увеличение акциза на ГСМ в среднем в два раза. Как сообщил «Интерфакс», ранспортный налог маневренный в отношении ставок и льгот. Что же касается акциза, «если его повысят, то уже никто льгот не получит», считает начальник отдела имущественных и прочих налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики минфина Алексей Сорокин.
- Здесь есть социальный фактор, поэтому вопрос требует обсуждения, - отметил чиновник, пояснив, что получить конечному потребителю какую-либо льготу по стоимости покупаемого им бензина будет невозможно. Сорокин также сообщил, что за 2009 год поступления транспортного налога составили 62 миллиарда рублей, на 2010 год ожидается еще большая сумма поступления налога. И напомнил, что сейчас транспортный налог платят миллионы, а акциз берется с тех, кто перерабатывает нефть и продает бензин.
Замдиректора агентства «Автостат» Сергей Удалов считает, что после замены транспортного налога акцизом собираемость средств будет лучше, а «левого» бензина станет меньше. Однако следить за техническим состоянием своего авто придется больше, ведь если карбюратор плохо отрегулирован, то он больше требует топлива, констатировал Удалов. Акциз будет стимулировать покупку более экономичных современных машин, у которых расход меньше, чем у старых моделей с большим объемом двигателя.
Увы, эксперты отмечают и отрицательные моменты повышения акциза и, как следствие, роста стоимости топлива. В конечном счете цены на бензоколонках отражаются на стоимости всех продуктов на прилавках. Растет в цене топливо - дорожает и хлеб. Кроме того, введение платы за проезд большегрузов тоже отразится на ценах товаров первой необходимости, поскольку владельцы фур просто поднимут цены на перевозку, чтобы компенсировать свои потери.
Возможно, часть грузов, которые сейчас перевозят по автотрассам, после повышения акцизов на топливо будет выгоднее отправлять по железной дороге. И в электричках станет больше народу, ведь междугородние автобусные перевозки тоже подорожают, сообщает «Российская газета».