Жительница Красноярска, несовершеннолетняя Алексина Райм, переходила дорогу вдали от пешеходного перехода. Водитель успел затормозить, но всё же сбил девушку. Требования родителей Алексины по возмещению ущерба здоровью были исполнены - страховая компания возместила затраты на лечение, материальный ущерб компенсировал автовладелец. Автомобиль, также получивший повреждения в данном ДТП, был отремонтирован страховой компанией, и последняя предъявила иск к родителям девушки, поскольку в аварии была признана виновной именно пострадавшая. Районный и краевой суды сочли требование обоснованным, однако семья Райм обратилась с жалобой в Конституционный суд. Cуд отказал в принятии жалобы, подробно разъяснив причину решения. Таким образом, пешеход, ставший виновником ДТП, не освобождается от ответственности за причиненный материальный ущерб. При этом, как сказано в вынесенном судом определении, владелец автомобиля, согласно статье 1079 ГК, всё же обязан компенсировать причиненный им вред жизни и здоровью независимо от виновности сторон.
Дело Алексины Райм, когда страховая компания автовладельца подаёт в суд на пешехода, виновного в ДТП, не первое. Однако впервые суд верховной инстанции создал прецедент, тем самым, объяснив нижестоящим судам нормы законодательства в таких случаях.
Напомним, что и Госдума решила всерьёз взяться за ответственность пешеходов, как полноправных участников дорожного движения, которые должны делить ответственность наряду с водителями и иметь равные права. В скором времени народные избранники внесут поправки в административный кодекс: пешеходы, как и автолюбители, за нарушения на дороге будут платить штрафы. По новым правилам, за переход в неположенном месте и на красный свет недисциплинированным гражданам придется раскошелиться не на 200 - 300 рублей, как сейчас, а на 1000 и 2000 рублей. Кроме того, установят «драконовские» штрафы и для родителей, которые переводят детей в возрасте до 12 лет в неположенном месте.
За прошедший год в России зафиксировано 50 миллионов нарушений по вине водителей, а со стороны пешеходов в 12 раз меньше – только четыре миллиона. По словам инициатора поправок депутата Старовойтова, данная статистика говорит о том, что инспекторы ГИБДД, несмотря на то что в КоАПе все-таки предусмотрены незначительные штрафы для любителей перебегать на красный свет, лишний раз стараются с ними не связываться.
В Бурятии цифры более приближены к реальности. Официальная статистика ГИБДД по Бурятии сообщает, из общего количества наездов на пешеходов примерно четверть совершаются по вине последних. Так за прошедший год из 448 ДТП с участием пешеходов (67 погибло и 405 ранено), по вине пешеходов произошло 184 ДТП (42 погибло и 149 ранено).
В бурятской страховой практике дел, подобных делу Алексины Райм ещё не было. Однако после прецедента в Конституционном суде, страховщики не исключают, что в нашей республике будут рассматриваться подобные иски. При этом некоторые специалисты считают, что это «не по-человечески».
- Прецедент создан. Возможно, другие страховые компании будут этим заниматься, но наш филиал вряд ли. Я считаю, что этого делать нельзя, не по-человечески, - заявил руководитель бурятского филиала Московской страховой компании Алдар Бадмаев, сообщает «Номер один».