В трамваях Улан-Удэ начнут рассказывать о достопримечательностях города. Мини-экскурсии будут записаны голосами известных людей, велика вероятность, что одним из гидов станет Геннадий Айдаев. Этот проект придуман для завлечения пассажиров в трамваи, руководство которых по-прежнему бьёт тревогу из-за физического износа рельсов и подвижного состава
Напомним, депутаты Улан-Удэ отказали трамваю в повышении тарифа на проезд, в то же время повысив цену на проезд в маршрутках и автобусах. Это решение вызвало возмущение у МУП «Управление трамвая», которое уже неоднократно заявляло, что сегодняшняя цена на проезд не покрывает ремонтных затрат. Директор МУП «Управление трамвая» Николай Хонгоров уже называл сегодняшний тариф проявлением «любви властей к народу», а также «удобным для властей».
- Мы по собственной инициативе обращались в суд, в РСТ, чтобы они сделали экспертизу нашего тарифа. Почему никто не хочет делать экспертизу наших расходов? Это всем удобно. Трижды мы на расчётный счёт Арбитражного суда Бурятии клали деньги. Сначала 30 тысяч, потом 50, а затем и 100. Мы готовы оплатить экспертизу - наймите её, и сделайте. Но суд правильно сказал, что это компетенция комитета экономического развития. Они же за это зарплату получают. Но право у РСТ есть: они же проводят экспертизу расчётов на воду, тепло и электричество. А почему на трамвай не могут сделать? Удобно, - вновь заявил сегодня Николай Хонгоров.
Заявление прозвучало на специальной экскурсии для журналистов в ремонтном депо.
Так, в одном из цехов Николай Хонгоров продемонстрировал части рабочих двигателей трамвая, лежащих горкой друг на друге. Все они нуждаются в ремонте из-за того, что несущие конструкции не выдерживают нагрузки. Потому ремонтники вынуждены усиливать механизмы, ставя дополнительные блоки. Избежать этого можно – к такому выводу пришли представители завода-изготовителя деталей. Они лично приезжали в Улан-Удэ, чтобы осмотреть, что происходит с их деталями.
- Они приехали, сказали, что сначала нам надо восстановить путевое хозяйство. Из-за него и рвёт конструкцию. Мы писали заводу претензию, а после их вывода нам пришлось замолчать, - сообщил Николай Хонгоров.
В тариф на проезд в 11 рублей статье «расходы на материалы» отведено 1,5 рубля. Ещё 3,5 рублей составляют страховые взносы, 4,5 рублей – коммунальные услуги. На ремонт почти ничего и не остаётся, заключает Николай Хонгоров.
В частности, замены трамвайных шпал не было в Улан-Удэ уже 37 лет. В то же время срок её работы составляет 15 лет. Шпалы в Улан-Удэ физически изношены, чему способствует также особенности местного, «песчаного» климата. Решают проблему в городе чисто кустарным способом – по самостоятельно разработанной технологии.
- Или вместо того, чтобы раму лечить в заводских условиях, приходится делать это в наших цехах. В советское время мы каждый год по 10 вагонов отправляли в Пермь для ремонта. Сейчас – ни одного, всё делается у нас. Между тем срок списания вагона – 20 лет. Хорошо, что в 1994, 2006 годах приобрели 20 вагонов. Но и эти вагоны уже заходил на капремонт. В итоге каждый раз надеемся, что пронесёт, - подчеркнул Николай Хонгоров.
В 2011 году доходы «Управления трамвая» составили 160 миллионов, расходы же превысили 299 миллионов рублей. Для того, чтобы обеспечить меньшую сумму убытка, трамваи сдают в аренду (к примеру, для свадеб) и предлагают в качестве рекламной площадки.
До конца года, впрочем, будет внедрён ещё один проект, призванный увеличить приток пассажиров и поднять популярность транспорта. Для этого, будут записаны небольшие экскурсии, которые будут рассказывать о достопримечательностях, мимо которых проезжают пассажиры. О них будут рассказываться в перерыве между объявлениями остановок.
- Но это будет не просто рассказ, к примеру, о театре русской драмы, о котором все знают. Это будут какие-то факты, о которых не знают большинство горожан, но которые очень интересны. Это может быть здание, которого уже нет, и о нём все забыли, - сообщил руководитель пресс-службы администрации Улан-Удэ Сергей Тучков.
Уже имеется предварительная договорённость с известными людьми, чьи голоса известны большинству горожан. В их числе - ведущие с телеканалов «Ариг Ус» и «Тивиком».
- Постараемся уговорить мэра, чтобы он тоже прочитал несколько текстов. Чтобы экскурсии звучали его голосом. Будем также обращаться к другим людям, чьи голоса узнаваемы, - подчеркнул Сергей Тучков.
В свою очередь, в МУП «Управлении трамвая» заявляют, что зарабатывать на рекламе много не получается.
- Всё, что заработали на рекламе, на оптико-волокне - это порядка 12 миллионов рублей в год, опять направляем на ремонт подвижного состава, на покраску. Так бесконечно нельзя, нас с 90-х годов просят: потерпите, потерпите, бюджет наладится. И так 20 лет. Люди-то могут потерпеть, но железо, транспорт не могут, - подчёркивает Николай Хонгоров.