В Улан-Удэ идет проработка варианта отказа от трамваев в центре города, старых корейских маршруток скоро тоже не увидим, а генподрядчик на дорогу Улан-Удэ-Курумкан оказался слишком бедным. Самый молодой и, пока закрытый министр по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия Сергей Козлов поговорил с «Байкал-Daily» и газетой «Номер один»
— Формирование тарифов на коммунальные услуги рассматривается в последнее время не иначе как торг между исполнительной властью региона и коммунальным бизнесом. Кто победил в торге по тарифам на тепло? 15 процентов роста — это уступка правительству Бурятии?
— Это не уступка. Да, ТГК-14 просила больше, чем 15 процентов. Но мы сказали энергетикам так: все мероприятия и суммы, закладываемые в тариф, вы должны нам доказать. По каждому пункту своих ремонтной и инвестиционной программ дайте обоснованные расчеты. Мы понимаем, что энергетику, в том числе тепловую, надо модернизировать — появились проблемы в последние годы. Но и сами энергетики в соответствии с законами, предписаниями, дефектными ведомостями должны доказывать необходимость запрашиваемых сумм. В результате инвестпрограмму в размере 203 миллионов рублей ТГК-14 нам полностью доказала. Вместе с также обоснованной ремонтной программой эти деньги нашли отражения в тарифе.
— Что происходит со строительством дороги Улан-Удэ-Курумкан?
— Реконструировано и введено в эксплуатацию 43,3 километра. Еще на более ста километрах одновременно ведутся работы. В этом году на строительстве автодороги Улан-Удэ-Курумкан мы осваиваем 1 миллиард 200 миллионов рублей.
Это дорога третьей категории, трехслойный асфальтобетон, с учетом нахождения в резко континентальном климате. Новые технологии укладки дают возможность избежать растрескивания асфальта: под его верхний слой укладывается геосетка. Проезжающие в том направлении могли видеть, как сетка предварительно раскладывается.
Сейчас, когда начались морозы, укладку асфальта, естественно, закончили, а в данное время с 64-го по 89-й километр снимается старое полотно. В следующем году там начнется укладка нового. На 2010 год запланировано порядка 500 миллионов рублей для продолжения работ на этой дороге.
— Курумканская дорога стала нарицательной в плане непрекращающихся проблем. В данное время, например, речь вновь идет о невыплате заработной платы работникам. Что делается в этом направлении?
— Первая и основная проблема: у подрядчика «Согласие Стройинвест» нет своих оборотных средств. Более того, он без них и зашел на объект. Для начала, это не позволило ему подготовиться к строительству должным образом. Попросту не хватало оборудования, вплоть до отсутствия асфальтобетонного завода. А позже начались финансовые проблемы в их взаимоотношениях с субподрядчиками.
Что касается выплаты зарплат: до конца года строители должны сдать нам определенный объем работ по форме КС-2, КС-3. В рамках выполненного объема генподрядчик получит деньги, часть из которых он обязан выплатить субподрядчикам, в том числе и по этим проблемным вопросам.
— Как успешно решается регулируемость маршрутов в пассажирском автотранспорте?
— К моему приходу на должность министра были проблемы на некоторых пригородных и межмуниципальных маршрутах. Один и тот же маршрут контролировался двумя или даже тремя перевозчиками, как, к примеру, в Еравнинском, Кяхтинском районах. Я как раз пришел в тот момент, когда появились первые предписания о нарушениях. Что сделано?
За этот период подготовлен ряд документов, которые регламентируют их работу, начиная от обследования маршрута на безопасность дорожного движения. Кроме того, на всех 16 пригородных маршрутах мы до конца года заканчиваем конкурсы. Объявлены конкурсы по наиболее криминогенным маршрутам Баунтовского, Еравнинского и Хоринского районов. Что это нам даст? Выигрывает один перевозчик, значит, появляется ясность, на ком лежит ответственность, с кого спрашивать, с кем вообще работать по безопасности движения и пассажиров.
— Верна ли информация о том, что в ближайшие годы будут резко ужесточены технические условия для транспорта, опускаемого к пассажирским перевозкам? В частности, что будут запрещены южнокорейские микроавтобусы, составляющие основу парка маршруток в Бурятии...
— Состояние многих транспортных средств в Бурятии подошло к критическому уровню. Значительная часть их эксплуатируется за пределами нормативного срока службы, другая — приближается к нему. В настоящее время из общего количества автобусов в 4195 единиц малой, средней и большой вместимости, занятых перевозками пассажиров, 95% не соответствуют ГОСТам России, более половины имеющегося в республике автобусного парка составляют автобусы со сроком эксплуатации свыше 10 лет.
Надо понимать, что мы всего лишь требуем соответствия ГОСТам. Вспомните: залезаешь и сидишь в маршрутке в три погибели — это же все влияет на безопасность движения. Никто специально не ставит целью «изжить» южнокорейские микроавтобусы. Никто не ограничивает отдельных водителей или перевозчиков только «Газелями». Мы специально смотрели и выяснили, что есть масса автомобилей, как импортных, так и российской сборки, которые имеют соответствующую отметку в техпаспорте. Также это касается пассажирского автотранспорта из Южной Кореи.
Тем более что срок вполне отдаленный обозначен — январь 2013 года. За это время можно подготовиться к конкурсу на перевозки в новых условиях.
— Проблема пробок в Улан-Удэ — это все-таки более муниципальный уровень, но тем не менее, есть ли действенные меры относительно быстрого решения?
— Если краткосрочно, то надо посмотреть на необходимость установки пешеходных светофоров. Вот пример: на «Восточных воротах» поставили светофор вместо «лежачего полицейского» — пробки не стало. А вообще, в рамках подготовки праздника 350-летия добровольного вхождения Бурятии в состав России подходим к строительству дорожных объектов в Улан-Удэ именно с позиции ликвидации пробок.
Развязки. Трубачева-Бабушкина — первоочередной объект. Поток автомобилей пойдет без светофорного регулирования. Затем нужно развязать узел Балтахинова-Куйбышева — это в часы пик вторая пробка, в которой мы стоим. Развязка со сносом деревянного дома напротив Центрального рынка решит и эту проблему.
На некоторых улицах можно задействовать в полосы движения трамвайные пути. И рассматривается (в порядке обсуждения) вариант, при котором ликвидируются некоторые трамвайные пути в центре города в счет расширения проезжей части.
Рассматриваем доставку людей в центр города без учета трамваев, но за счет большегрузных автобусов. Повторюсь, что это только обсуждается. Здесь необходимы расчеты, и администрация Улан-Удэ займется проработкой этого варианта. Ими получено задание.
— Но это по-прежнему локальные решения проблем...
— А вообще в перспективе вокруг Улан-Удэ должна быть кольцевая дорога. В схеме территориального планирования города это присутствует. Прежде всего, кольцевая дорога нужна для транспорта, который идет транзитом сквозь город. Кое-что в этом направлении уже делается. Вводим региональную дорогу через мост в Тресково. Таким образом, автотранспорт, не заходя в Улан-Удэ, сможет уйти в сторону Баргузина.
— Летом 2009 года были заявления властей о строительстве городского моста около улицы Сахьяновой, но потом все затихло...
— В данное время мэрия Улан-Удэ делает проектно-сметную документацию объекта. Ориентировочно его стоимость будет в пределах 1,2—1,7 миллиарда рублей. Первоначально мост входил в программу 350-летия, но известные трудности с федеральным бюджетом не позволили сохранить там объект. Тем не менее, мост остается в планах. При первой возможности изыщем средства на его строительство.