Вместе со всей страной
России не хватает 1,5 млн квалифицированных кадров — в основном в строительной и транспортной отраслях, а также в ЖКХ, заявлял в 2024 году вице-премьер Александр Новак. Дефицит кадров – основная проблема российской экономики, и исторические минимумы по уровню безработицы (2,3% по итогам октября) свидетельствуют о том, что «в экономике практически не осталось свободных рук», говорила глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Это объективная картина в 2024 году и на неё обращал внимание и президент России Владимир Путин:
– Важная тема здесь – это обеспечение кадрового суверенитета страны, подготовка специалистов, в том числе по наиболее дефицитным рабочим профессиям.
В такт всей России, в 2024 году с кадровым дефицитом сталкивались, практически, все отрасли и промышленные предприятия Бурятии. Сейчас дефицит кадров на рынке труда в Бурятии составляет 18 тысяч человек – это 5 % от трудоспособного населения региона. При этом, работников ищут все – от мелких магазинов и общепита до крупных промышленных и добывающих предприятий Бурятии. Социальные сети и платформы-рекрутёры перегружены вакансиям по рабочим местам в республике.
Особенно нехватка рабочих рук ощущается в промышленности. В Бурятии промышленный бум. Заводы работают в три смены, и это ещё одна из причин нехватки кадров.
- На «Улан-Удэнское приборостроительное объединение» на сегодняшний день требуется 211 работников. Это заготовщики, инженеры-технологи, маляры, намотчики катушек и секций электромашин, обмотчики, слесари, токари. На «Улан-Удэнском авиационном заводе» 361 вакансия, там требуются авиационные механики, агенты по закупкам, инженеры, электромонтёры, экономисты, - говорила в начале 2024 года начальник отдела рынка труда Минэкономики Бурятии Наталья Строгонова.
Кадровый дефицит в стране и в Бурятии, в частности, не устранится мгновенно. Эта проблема – на годы. Не неё влияют социально-экономические, демографические и миграционные процессы. Тем не менее, работодатели Бурятии в 2024 году искали варианты заполнения вакантных рабочих мест.
Зарплаты и жильё
Во-первых, в Бурятии работников удерживали повышением заработной платы. Средняя зарплата в регионе стремительно повышалась. Во второй половине 2024 года даже официальная средняя заработная плата в регионе шагнула за 70 тысяч рублей. По данным ГородРабот.ру, которые составляются на анализе вакансий, средняя зарплата в Бурятии за 2024 год вообще улетела на 90,6 тысяч рублей. В эти цифры не верят десятки тысяч жителей республики, которые получают менее 50 тысяч в месяц, однако мы используем несколько источников информации. И они чётко констатируют – работодатели в Бурятии стали платить жителям республики значительно больше.
Во-вторых, в качестве привлечения работников именно в 2024 году в Бурятии стали использовать «жилищный вопрос». Например, Авиазавод и «Приборка» с федеральной помощью запустили механизм арендного жилья. И это не только расселить специалистов по «вторичкам». Но и строительство новых многоквартирных домов для нужд предприятий. Для «Приборки» - это 168 квартир. Для работников авиазавода – 300. И это по сути эпохальное явление – последний раз жилье для предприятий Бурятии целевым образом строили ещё в 80-х годах прошлого века.
По такому же пути идёт и правительство Бурятии в решении кадровых проблем в социальных отраслях. О строительстве ведомственного жилья для медиков в районах республики мы рассказали в «Итогах медицины за 2024 год» несколько дней назад. К ним уже добавляется жилье для учителей. Практика показала, что федеральные и республиканские инициативы по типу «Земского доктора» и «Земского учителя» хоть и привлекали в районы специалистов, но натыкалась на проблему – жилищную.
Удержать специалистов после завершения контракта в районах Бурятии можно только жильём.
Целевые студенты
Третьим, и классическим решением кадровых проблем, в Бурятии является подготовка будущих кадров для республики. Каждая отрасль справляется по-своему. И зачастую предпринимаемые шаги просто невидимы для общественности, но там напряженно работают.
– Практически в каждом втором образовательном учреждении есть вакансии. При этом, нагрузка на педагогов падает высокая. Зачастую им приходится совмещать несколько ставок. Острее всего кадровый вопрос стоит в детских садах. Решение проблемы есть – у нас на базе БРПК и БГУ им. Д. Банзарова работает программа целевого обучения педагогов дошкольного образования. Уже сейчас оттуда выпускаются педагоги, которые по договору должны отработать в детских садах не менее трех лет. Однако нужно время, чтобы полностью укомплектовать штат во всех детсадах, - пояснил замминистра образования Бурятии Солбон Дармаев.
Целевой набор в Бурятии распространён на многие дефицитные специальности Бурятии. По медицине широко освещается как сотни специалистов связаны с будущими рабочими местами контрактом уже во время учёбы. Кадры в Бурятии готовят под нужды и конкретных промышленных предприятий. К примеру, в Улан-Удэнском авиационном техникуме в 2024 году заработал учебно-производственный комплекс, где студенты уже вовлечены в изготовление продукции предприятия.
Решение проблемы выпускников
Оценивая 2024 год с точки зрения кадровых ресурсов, невозможно не учитывать миграционные потоки региона. Это одна из самых перегретых тем в социальных сетях республики. Крики – «все уехали» не обоснованы и чрезмерны. Об этом говорит и статистика, и глава Бурятии Алексей Цыденов
– У вас устаревшая информация, не бегут. Уже обратная тенденция. Снизился отток населения. Если брать 2022, 2023, 2024 годы, у нас снижается отток населения, и это отрадная динамика на самом деле. В этом году до июля у нас вообще плюс 1600 человек, но не показательная цифра по половине года, поскольку у нас много абитуриентов в сентябре уезжают. Так, если брать первое полугодие, то у нас больше тысячи человек приехало в республику, - заявил Цыденов.
Глава Бурятии логично уточнил в отношении абитуриентов. На сегодня не миграция вообще, но именно отъезд около 40 процентов выпускников Бурятии ежегодно – одна из главных миграционных проблем республики. Это проблема вообще всех регионов России – молодёжь едет в крупные города. Решить проблему кардинально, можно лишь отменив в России ЕГЭ. И лишить возможности выпускников подавать документы в любой вуз страны. Однако, против будут родители и сами будущие студенты, что вполне естественно. Власти страны также против таких жёстких решений и предложений «горячих голов», и это логично.
Остановить выпускников в Бурятии можно только предоставлением им комфортных и современных мест обучения внутри региона. Именно для этого, Алексей Цыденов лоббировал строительство в Улан-Удэ межвузовского кампуса мирового уровня. На одном периметре объединят все пять вузов Бурятии, а общая площадь зданий составит более 84 тысяч квадратных метров. В кампусе будет студенческое общежитие почти на 46 тысяч «квадратов» (на 2018 мест). Много пространства отводится под учебно-лабораторные блоки – более 35 тысяч квадратных метров. Будет также общежитие для преподавателей, примерно на 3 тысячи «квадратов». И весь 2024 год от властей шли подтверждения – кампусу в Бурятии быть.
Итого
Кадровый голод вряд ли исчезнет в ближайшие годы. В 2024 году власти и работодатели решали актуальные вопросы по привлечению и удержанию работников на предприятиях и отраслях. Дефицит кадров остаётся, но катастрофы и обвала нет. Также в 2024 году работали на перспективу в части привлечения молодёжи на будущие рабочие места, что в любом случае окупится в ближайшие годы.