В последние недели резко обострились отношения руководства Забайкальского края и ТГК-14. 16 декабря в Законодательном собрании прошла встреча депутатов с генеральным директором ТГК-14 Сергеем Васильчуком. Сложившуюся ситуацию с ТГК-14, её собственниками информационному агентству "Чита.ру" прокомментировал член политсовета регионального отделения партии «Правое дело» в Забайкальском крае, профессор экономики Евгений Касьянов
В ходе реформы энергетики, благодаря которой ТГК-14 сформировалась как компания, отрасль разделилась на три сектора - генерацию, сети и сбыт. В каждом из этих секторов возник свой управленческий аппарат, требующий расходов, которые затем влияют на величину тарифа.
Тем не менее, реформы принесли в читинскую энергетику 4,2 миллиарда рублей, заработанных на продаже допэмиссии акций. Средства, полученные в таком объёме впервые за всю историю энергетики, должны быть направлены на реализацию инвестиционной программы, которой до сих пор нет.
В результате цели реформы – снижение конкурентной среды, которая смогла бы понижать тарифы, привлечение инвестиций, обновление и модернизация – достигнуты не были. А в отрасли, по словам Касьянова, появился дополнительный клубок проблем, в том числе и технологических, которые заключаются в собственниках, пришедших только ради получения прибыли.
О технологических проблемах Касьянов судит по блэкаутам на подстанции Чагино, Саяно-Шушенской ГЭС, Улан-Удэнской ТЭЦ и по множеству небольших аварий.
- Для того, чтобы как-то регулировать ситуацию, правительство РФ выпустило постановление «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики». Региональная власть имеет свои рычаги, одним из самых мощных является Региональная служба по тарифам. Однако в Забайкалье воздействия на энергетику нет, – считает Касьянов.
- Как акционерное общество ТГК-14 сформировалась около полутора лет назад, тогда же возник и состав акционеров компании, – рассказывает экономист. – На сегодняшний день ею владеет ООО «ЭнергоПромСбыт», в составе которой 49 процентов акций имеет группа «ЕСН» и 51 процент – ОАО «РЖД». Группа «ЕСН» принадлежит Григорию Берёзкину - новоявленному русскому миллионеру, товарищу бывшего губернатора Чукотки. Ранее они вместе начинали свою деятельность в области нефтетрейдинга, а потом, как говорится, Остапа понесло в другие отрасли. Группа Березкина владела компанией «Колэнерго», работающей на Кольском полуострове. Деятельность её закончилась миллиардными долгами, и выгодной для олигарха продажей контрольного пакета акций. Теперь эта доблестная бригада прибыла для дальнейшей службы на благо российского бизнеса в Читу. То, что происходило на «Колэнерго», один в один повторяется у нас. Те же люди, методы и, видимо, те же цели.
Говоря о деятельности акционеров, Касьянов также добавил, что «Российские железные дороги», владеющее 51 процент акций «ОАО «ЭнергоПромСбыт» (который в свою очередь владеет 77 процентов акций ТГК-14) в работе генерирующей компании себя никак не проявляют. Хотя РЖД как акционер, пусть даже опосредованный, должна быть заинтересована в получении прибыли и устойчивости энергосистемы. Но в совете директоров ТГК-14, сформированном почти полностью из москвичей, нет ни представителя железной дороги, ни государства, которое тоже имеет на это право.
- Может быть, этот секрет раскрывается тем, что группа «ЕСН», опять-таки через другие структуры, является одним из энерготрейдеров железной дороги на западе России. Скорее всего, Березкин связан с определёнными людьми в РЖД, - говорит Касьянов.
Возвращаясь к проблемам читинской энергетики, Евгений Юрьевич отмечает, что их довольно много, но группа «ЕСН» выбрала для освещения в СМИ только две – изношенность оборудования и неплатежи населения.
- Начнем с того, что изношенность оборудования по всем российским электростанциям такого типа примерно одинакова, и ТГК-14 не находится в худшем положении. Более того, в европейской части есть компании, которые просто старше сами по себе. С другой стороны, в изношенности оборудования надо разбираться более детально. Есть балансовая изношенность, а есть реальная - физическая изношенность оборудования. Надо понимать, что в Советском Союзе энергетическое оборудование строилось с очень большим запасом. Оборудование могло иметь нулевую балансовую стоимость и, тем не менее, быть вполне работоспособным. Тут происходит смешение понятий физического износа и износа балансового, то есть финансового», - приводит свои размышления экономист.
Вторая любимая тема руководства ТГК-14 - задолженность населения. Но, по подсчётам Касьянова, долг составляет очень малую часть от оборотных средств компании: «Более того сумма неплатежей, если сделать экономический анализ за определённый период времени, является постоянной цифрой, колеблющейся вокруг одних величин, и ни на что практически не влияет. О неплатежах любит говорить не только ТГК-14, но и почти все российские генерирующие компании. Но до такого вопиющего шантажа населения никто, кроме ТГК-14, ещё не додумался. Причём этот шантаж протекает в формах, которые переходят все мыслимые нормы, включая даже российское законодательство».
Евгений Касьянов, сославшись на публикацию в газете «Эффект», в которой говорилось о том, что людям, имеющим долги перед энергетиками, закрыт путь в Китай, считает, что такими вещами должна интересоваться прокуратура. Экономист возмущается: «Обрезание труб - это нарушение российского законодательства в части неприкосновенности жилища. Конечно, за потреблённые услуги надо платить – это однозначно. Но шантаж, осуществляющийся с такими нарушениями - вопрос более чем странный».
Рост тарифов и убытки. Впереди России всей.
В распоряжении Евгения Касьянова имеется отчет ТГК-14, предоставленный в Федеральную службу по финансовым рынкам, на основании которого можно делать выводы о деятельности компании на фоне остальных 13-ти ТГК: ««Если поднять структуру доходов ТГК-14, то картина вырисовывается очень интересная. Примерно 62 процента объема доходов компании составляют продажи тепла. Таким образом, она является не генерирующей компанией, а большой кочегаркой. Очень интересно также, что компания за 2009 год имеет наибольший рост тарифов среди всех 14 генераций. В Забайкалье тарифы увеличились на 24,8 процента, в то время как ТГК-14 - единственная из всех имеет убытки».
Возникает парадокс – рост тарифов максимальный, а прибыли нет. Значит, очень сильно растут расходы. Возникает вопрос, в какой части?
Примерно половина затрат компании, согласно отчета, уходит на топливо, основную часть которого составляет уголь. Расходы по статье топливо у ТГК-14 выросли на 46 процентов.
«Как же так? У нас угледобывающий регион, у нас относительно небольшие расстояния транспортировки угля, а рост цен на него самый большой по все России», - недоумевает экономист.
По расчёту Евгения Юрьевича, сделанного на основе данных отчёта, на топливо было потрачено 2,1 миллиарда рублей, при росте цен в 46 процентов и выручке за девять месяцев в сумме 4,675 миллиарда. Из этих цифр также можно понять, что расходы на уголь выросли на 600 миллионов рублей. В этом случае очень уместно вспомнить, что потребители задолжали энергетикам аж 177 миллионов рублей.
- Это в условиях кризиса так подорожал уголь? Какая тогда должна быть выручка у компании? - задает вопрос Касьянов. А где же были власти?
Здесь можно говорить о том, что краевое правительство не пытается контролировать ситуацию в местной энергетике. В Бурятии, где также работает ТГК-14, дела обстоят несколько иначе. Там региональное управление ФАС возбудило дело в отношении СУЭК за нарушение законодательства по ценам на топливо.
В сообщении «Коммерсанта», помимо всего прочего, говорится, что уголь поставлялся компаниям по разным ценам, причём для ТГК-14 стоимость была самой высокой.
Евгений Касьянов комментирует разницу цен так: «Думаю, что в данной ситуации должны разбираться не только антимонопольные, но и правоохранительные органы. Но почему не вмешалось краевое правительство? Видно, что компания показывает убытки в первом и втором кварталах года, а это влияет на краевой бюджет, потому что ТГК это один из крупнейших налогоплательщиков».
Возвращаясь к финансовой деятельности ТГК-14, протекающей под контролем Берёзкина и компании, нужно отметить лавинообразный рост дебиторской задолженности. По словам Касьянова, этот рост вызван авансами, выплаченными фирмам-поставщикам, названия и услуги которых в отчётах не указываются.
- Одним из поставщиков является некая проектно-строительная фирма, которой ТГК-14 заплатила 909 миллионов рублей. Но пока ни строительства, ни проектов нет. Всего таких авансов выдано на сумму, превышающую полтора миллиарда рублей, - отмечает экономист, в очередной раз напомнив про 177-милионный долг населения.
Недавно компания разместила план закупок на следующий год, в котором, по словам Евгения Касьянова, фигурируют миллиарды рублей. Чтобы профинансировать эти закупки, компания намерена привлекать кредиты. Кстати, в этом году ТГК-14 выбрало всю кредитную линию в Сбербанке в сумме более чем 600 миллионов рублей. Не совсем правильно привлекать такие средства, имея 4,2 миллиарда.
- Производство электроэнергии в ТГК-14 составляет примерно 630 мегаватт, из них 123 приходится на Бурятию, – рассуждает Касьянов. - То есть, генерация энергии в Забайкалье примерно в пять раз больше. По теплу данные примерно одинаковы. А инвестиций Бурятия получает в два-три раза больше. Причём это не связано с аварией на Улан-Удэнской ТЭЦ. В республике создан штаб по контролю деятельности ТГК-14. Называется он витиевато – Правительственная комиссия по развитию электроэнергетики (NB). Члены этой комиссии регулярно заслушивают отчёты руководства компании, отслеживают все её действия. И картина там совершенно другая, нежели в Забайкалье: инвестиционные проекты компании согласованы с Минэнерго и президентом республики, ведётся финансирование инвестиционных проектов, планируется строительство генерирующих источников. В Забайкальском крае мы ни о чём подобном не слышали. Представляются некие воздушные замки, но реальных планов мы не видим.
Как отмечает профессор экономики, отсутствие инвестиционной программы вызывает вопрос - где 4,2 миллиарда, полученные ТГК-14 в результате реформы, и как эти деньги будут потрачены?
О своей инвестиционной программе руководство ТГК-14 не рассказывает. Как не рассказывает ни о чём, кроме огромных долгов населения и изношенных сетей. При этом нужно понимать, что сегодняшние проблемы энергетики отзовутся в жизни региона минимум через три года.
- На 2010 год ТГК-14 выходит с ростом тарифов, превышающих всё по Российской Федерации, – продолжает профессор. - До каких пор она будет обирать нищее население? Именно обирать, потому что, имея в виду финансовые ресурсы, имеющиеся в компании на начало года, никакой необходимости в росте тарифов не было. Если сейчас планируется большой объём закупок с привлечением заёмных средств. Затраты на обслуживание кредита и проценты, по закону об электроэнергетике, будут компенсироваться за счёт тарифов. Но если у вас нет утверждённой инвестиционной программы, что вы собираетесь закупать?
Заканчивая разговор, Касьянов отмечает: «Видимо основной книгой, которую читают в краевом правительстве, является произведение британских авторов «Сага об офсайдах». Кажется, что финансирование футбольного клуба «Чита», которым занималась ТГК-14, чиновникам важнее, чем теплоснабжение.
Контроль энергетики в Забайкалье, похоже, ограничился только назначением губернатором куратора ТГК-14. В июле им стала начальник краевого управления Федеральной Миграционной Службы России Любовь Сизикова. Её деятельность на предприятии заключалась в проведении анализа экономической ситуации, выявлении и предупреждении кризисных явлений. Также куратор должна была знать о состоянии выплаты заработной платы и не реже одного раза в неделю проводить встречи с руководством и трудовыми коллективами.
В разговоре Сизикова отметила, что она назначена контролировать только выплаты заработной платы: «В этой части я встречалась с руководством. Продолжаю ежемесячно общаться. Жалоб и заявления от работников не поступало. Ни юрист, ни начальник отдела кадров, ни один работник не сказал, что у них есть какие-то вопросы».