«История не взлетела»
Российские железные дороги отказались от идеи использования труда осуждённых на строительстве Восточного полигона, куда входят БАМ и Транссиб. Об этом сообщил журналистам замгендиректора компании Андрей Макаров.
Замгендиректора компании Дмитрий Шаханов в ноябре 2023 года сообщал, что РЖД на фоне дефицита кадров рассматривают возможность привлечения на работу осужденных к принудительным работам. Он пояснял, что это может быть дополнительная возможность, особенно в труднодоступных районах Забайкальского края и Бурятии, для покрытия недостатка рабочей силы.
- С осужденными, вынуждены констатировать, что эта история не взлетела… Мы честно попробовали с коллегами из УФСИН, и обе стороны констатировали в итоге, что это не получится, - ответил Макаров 8 июля в Тынде на вопрос об идее использовать труд осужденных на строительных объектах РЖД на Восточном полигоне.
По его словам, эта тема была поднята ещё три года назад.
- Когда мы обсуждали, было много вопросов. Мы пробовали условия на нескольких объектах для такой категории персонала мы сформировали, но с точки зрения эффективности их использования, так и всех сопутствующих факторов, производственной дисциплины, затрат, которые на это все необходимы, эта идея, к сожалению, показала свою неэффективность, - цитирует Макарова РИА Новости.
Он добавил, что в европейской части страны на промышленных предприятиях на нелинейных объектах РЖД подобный труд применяется.
- Там есть площадной объект, зарежимленный, где большое количество народа находится с точки зрения облегчения контроля за ним. У нас, учитывая, что стройка линейная, это такие мелкие группы, надо для каждой из них сформировать определенные достаточно четкие и жесткие условия нахождения там, постоянное нахождение еще персонала, который бы за ними присматривал… В ближайшее время мы возвращаться к этой идее не планируем, - резюмировал Макаров.
Зеки БАМ уже строили
По данным «Байкал-Daily», первым о возможности привлечения заключённых к строительству БАМа 2.0 и 3.0 написал в апреле 2024 года «Коммерсант». Эта тема затрагивались весной на совещании у вице-премьера Марата Хуснуллина 9 апреля. По его итогам Минтрансу, Федеральной службе исполнения наказаний и РЖД поручено проработать этот вопрос, обсудив также создание инфраструктуры для размещения привлеченных к строительству осужденных.
В первые десятилетия советской власти БАМ начинали строить руками репрессированных. Именно на севере Иркутской области в 1932 г. был основан исправительно-трудовой лагерь БАМЛаг. Через него за 6 лет прошло около 200 тысяч заключенных. БАМлаг. В 1938 году его преобразовали в управление железнодорожного строительства НКВД. Но возведение магистрали остановили с началом Великой Отечественной войны.
Правда, геологические экспедиции по исследованию Сибири и подготовке к строительству железной дороге севернее Байкала начались ещё в царское время во второй половине XIX века. Первый сибирский штатный геолог Владимир Обручев (1863-1956 гг.) как раз изучал Прибайкалье и верхнее течение реки Лены. Геолог Обручев работал начальником горной партии в Восточной Сибири. Там он также занимался строительством Транссибирской магистрали - первой главной железнодорожной артерии России. Но она прошла южнее озера Байкал.
50 лет назад 8 июля 1974 года Совет Министров СССР выделил средства для строительств участка магистрали Усть-Кут - Комсомольск-на-Амуре. Как сообщал «Байка-Daily» в эти дни на севере Бурятии, в Тынде и других населённых пунктах вдоль стройки XX века широко отмечается полувековой юбилей магистрали.
Этим летом на модернизации БАМа трудятся тысячи студентов профильных вузов. Некоторые участки магистрали расширяют бойцы железнодорожных войск России.