«Байкал-Daily» приводит сообщение пресс-службы Байкальского ЦБК.
«Заместитель председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Михаил Слипенчук, бывший глава ГК «Метрополь», инициировал обращение межфракционной группы «Байкал» к премьеру Дмитрию Медведеву о закрытии ОАО «Байкальский ЦБК».
Межфракционная группа «Байкал» сформирована из депутатов, представляющих Иркутскую область, Забайкалье, Бурятию и Якутию в Госдуме. Сам Михаил Слипенчук избран от республики Бурятии.
Это уже вторая за последнее время информационная атака Михаила Слипенчука на БЦБК. Но, если ранее он говорил об «эстетическом загрязнении», то теперь заявляет, что «БЦБК наносит огромный ущерб экосистеме Байкала. Необходимо ставить вопрос не об очередном «перепрофилировании», а об окончательном закрытии производства и создании на его месте, например, Центра экологически безопасных и ресурсосберегающих технологий».
Депутат красиво обосновывает свою, якобы, искреннюю заинтересованность об экологии Байкала, хотя на самом деле им движет совершенно другой интерес.
Группа Компаний «Метрополь», находящаяся под контролем Михаила Слипенчука, владеет двумя полиметаллическими месторождениями (цинк, свинец), расположенными в республике Бурятия: «Холоднинское» в 70 км от северного побережья Байкала и «Озерное» в Еравнинском районе. Оба месторождения находятся на Байкальской природоохранной территории. Неоднократные попытки получить разрешение на их разработку получали отказ. Природоохранное законодательство жестко запрещает горно-обогатительное производство на данной территории, поскольку это вызовет неминуемую экологическую катастрофу глобального масштаба. Намерения владельцев месторождений понятны: внести изменения в законодательство и «передвинуть» границу природоохранной территории.
Казалось бы, причем тут БЦБК? Дело в том, что его закрытие является для Михаила Слипенчука тактической уловкой. В случае закрытия, он получает имидж защитника экологии и продвигает необходимые решения, позволяющие эксплуатацию своих месторождений. А надежды у депутата на их освоение достаточно серьезные, что подтверждает следующий факт.
Корпорация «Металлы Восточной Сибири» (горнорудная компания в структуре ГК «Метрополь») и компания China Nonferrous Metal Industry’s Foreign Engineering and Construction Co., Ltd. (КНР) заключили рамочное соглашение. Данное соглашение предусматривает участие китайского партнера в промышленном освоении полиметаллического месторождения «Озерное» в Бурятии и строительстве Озерного горно-обогатительного комбината. Согласно условиям, NFC приобретет долю в 50 процентов в проекте «Озерное».
Ставка делается на то, что при вхождении в проект китайской компании, на проект распространяются законы об иностранных инвестициях. На их соблюдение подключится уже китайское лобби.
Странно, что эту подоплеку «не заметили» коллеги – депутаты межфракционной группы «Байкал». Позицию республиканских депутатов понять можно: их регион получает дополнительные доходы. Но как на это «купились» депутаты от Иркутской области? Они-то знают, что никакие дополнительные условия для закрытия комбината не созданы. Что повторится ситуация 2009 года, когда г.Байкальск и Слюдянский район были поставлены на грань социально-экономической и экологической катастрофы! Им известно, что реальных проектов, способных заменить целлюлозное производство в г.Байкальске нет. Что ликвидацию накопленных отходов невозможно проводить без действующего производства. Что ТЭЦ БЦБК обогревает и снабжает горячей водой город и близлежащие поселки. Пресловутый тепловой насос, которым хотели заменить ТЭЦ и в который вложили десятки миллионов бюджетных средств, не может даже обогреть свое здание, а предприятие, его эксплуатирующее, обанкротилось. Существенного увеличения дополнительных рабочих мест не наблюдается. Из тысячи трудоустроенных в г.Байкальске, девятьсот пришли работать на БЦБК. В случае закрытия комбината, перспектива одна: массовая безработица, которая коснется не только Байкальск. Данные факты депутатам от Иркутской области известны. Как должны быть известны и последствия. Понятно, что «расхлебывать» проблемы придется региональной власти и населению, но какой-то уровень ответственности у депутатов должен быть?
Михаил Слипенчук пытается убедить общественность, что он сейчас в большей мере «эколог», а не «предприниматель», но, учитывая сделку с китайской компанией, верится в это слабо. По-прежнему, его основным приоритетом является коммерческая выгода. Республика Бурятия уже имеет негативный пример с разработкой Джидинского месторождения молибдена, оставившего бесхозными миллионы тонн токсичных отходов. Теперь новоиспеченный депутат подготовил республике новую экологическую проблему.
Известно много примеров, когда на выступлениях против БЦБК строились политические карьеры. Теперь мы видим пример, когда им прикрываются для решения бизнес-задач, осуществление которых действительно крайне опасны для экологии», сообщает пресс-служба компании.