Такую идею выдвинул на публичных слушаниях обсуждения проекта Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона профессор БНЦ, доктор экономических наук Николай Атанов
Коснувшись одного из пунктов Стратегии, касающейся будущей газификации региона, профессор Атанов заметил, что транспортировка сжиженного газа железнодорожным транспортом может обойтись Бурятии в копеечку. В результате всех этих железнодорожных перевозок, переработки газа, сказал доктор экономических наук, переработки газа, и прочих операций, стоимость «голубого топлива» вырастет в разы. Это приведет к тому, что идея газификации республики, основой которой является дешевизна газа, теряет всякий экономический смысл. Поэтому ученые Бурятии предложили свой, как выразился Николай Атанов, революционный вариант газификации.
- Нам следует обратить внимание на газопровод Ковыктинского газового месторождения, который планируют вести в Китай, - заявил профессор. – Наши специалисты и ученые предлагают провести этот газопровод по дну Байкала, с выходом на берег в районе села Истомино. Проведенные исследования показали, что такой проект экологически безопасен – метан не окажет воздействия на живые организмы озера.
Отмел профессор и возражения о том, что газопровод опасно располагать в сейсмически активной зоне, которой является акватория Байкала. - Землетрясение, - сказал доктор наук, - опасно для газопровода в том случае, если он врыт в траншею. А по нашему проекту он будет располагаться на поверхности дна.
Завершая рассказ о своем проекте, Николай Атанов убедительно попросил обратить особое внимание на предложение бурятских ученых и провести в 2010-11 годах тщательную экспертизу этой идеи. В качестве примера, что такие, на первый взгляд фантастически идеи, могут оказать вполне выполнимыми и экономически обоснованными, Николай Атанов припомнил эпизод из русско-японской войны. Тогда, в 1905 году, русские военные проложили временную железную дорогу через Байкал. Эта идея тоже казалась невыполнимой. Однако, она сработала, и через Байкал были тогда перевезены десятки тонн военного груза.