Заявления были сделаны на «круглом столе», устроенном для участников республиканской ярмарки местных товаропроизводителей «Покупай своё – выбирай родное». На ярмарку собрались крупнейшие местные производители продуктов питания. На «круглый стол» же, организованный после самой выставки, подтянулись более 60-ти их представителей.
«Круглый стол» посвятили вопросам продвижения местных товаропроизводителей. Он начался с официальных докладов представителей министерств экономики, сельского хозяйства, промышленности и торговли, комитета по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку Народного Хурала.
В целом власти сошлись на том, что доля местных товаропроизводителей на розничном рынке остаётся низкой. Местные продукты занимают не более 15-ти процентов от продаваемых в магазинах. При этом отмечалось, что зачастую местные продукты отличаются более высоким качеством, нежели привезённые из других регионов.
Ответ, почему же при этом они фактически «поглощаются» привозными продуктами, решили дать сами предприятия. Виноваты во всём местные торговые компании, заявили производители.
- Проблема номер один сегодня – это ценовая борьба, которая развязана сетями. В этих условиях мы пытаемся хоть какой-то маркетинг производить, но, тем не менее, он сводится к ценовым акциям. Этому нас понуждают крупные сети. Во-первых, ценовая борьба идёт между сетями. Мы же как поставщики вынуждены участвовать в этой борьбе, - заявила директор по продажам и маркетингу ООО «Бурятмяспром» Ольга Власова.
По её словам, в такой конкуренции высококачественные продукты зачастую просто не попадают на прилавки по причине высокой цены.
- Получается, что конкурентоспособность наших производителей заключается только в низких ценах. Всё. Качество, к сожалению, никого не волнует уже, - подчеркнула Ольга Власова.
Об этом же упомянул и генеральный директор ЗАО «Амта» Сергей Пронин. Он подчеркнул, что при современном развитии химической промышленности нетрудно сделать дешёвый продукт. Каковые и вытесняют с полок магазинов и торговых центров лучшую, но более дорогую продукцию.
- У нас видеонаблюдение, санитария, облучение, лаборатории. А другие-то как производят? На коленке, извините, производят. Это даже страшно, как они производят. А люди выбирают их за цену. Но народу же надо объяснять всё это, - заявил Сергей Пронин.
Сегодня «Амта» практически не имеет долгосрочных контрактов с местными торговыми сетями. На прочие сдерживающие факторы жаловались и другие местные производители. Так, они заявили, что вынуждены за многое переплачивать торговым центрам.
- От сетевых компаний встречается откровенное выдавливание, выжимание огромных денег. Это оплата полочного пространства, большие скидки, ценовые акции. Сегодня сети «отжимают» у нас с учётом скидок и бонусов, до 25-ти процентов, - сообщила Ольга Власова из «Бурятмяспрома».
При этом участники «круглого стола» отметили, что местные производители не способны конкурировать с крупными федеральными компаниями. Основной их призыв был связан с конкурентами примерно того же уровня из других регионов.
- Что здесь делать «Караваю»? – задался, в частности вопросом генеральный директор ОАО «Бурятхлебпром» Борис Цыденов. – Что, сегодня иркутяне делают торты лучше? Мы едем на выставки, занимаем первые места, привозим золотые медали, это, наверное, о чём-то говорит. Это просто меркантильные цели предпринимателя. Я не верю, что нас берут только качеством.
Все выступавшие отметили, что повлиять на ситуацию с представительством местных компаний на прилавках сами они не в силах. Поэтому все они обращались с просьбой о помощи к властям.
- Почему нельзя сделать закон о взаимодействии товаропроизводителей с торговлей? Нам говорят, что есть закон, есть конкуренция. Но почему-то другие регионы поддерживают своих. К примеру, Тулеев запретил завозить продукцию в Кемерово. И всё, никто не зайдёт туда – не дадут такой возможности, - подчеркнул Борис Цыденов. – Сегодня очень тяжело. Требования только ужесточаются: не вовремя сдал отчёт – штраф, штрафуют, штрафуют. А где помощь-то? А ещё говорим потом, что надо иметь местных товаропроизводителей. Поэтому у меня большая просьба наладить взаимоотношения с предприятиями торговли.
Обратил также внимание генеральный директор «Бурятхлебпрома» и на игнорирование «круглого стола» самими торговыми предприятиями. В зале нашлось только три человека, представлявшие торговые сети. Двое из них – представители «Титана» и «Абсолюта» были заявлены в качестве выступающих.
Их доклады, в отличие от производителей, были кратки и лишены эмоций.
Основные мысли обоих выступающих были одинаковы – местным производителям надо ещё много работать – причём не только над объёмами продукции.
По мнению представителей торговых сетей, местным производителям для более успешного продвижения товаров в республике нужно обратить внимание несколько ключевых моментов. В частности, провести изменения в упаковочном и информационном оформлении своей продукции, проводить различные промо-мероприятия и заниматься мерчендайзингом. А также важно производить доставку на торговые точки регулярно и своевременно.
- Ведь ни для кого не секрет, что федеральными производителями выделяются значительные ресурсы для продвижения своей продукции на внутренних рынках регионов, это понимает каждый производитель. Мало передать товар в торговую точку, в условиях жесткой конкурентной борьбы необходимо приложить усилия для его продвижения, - отметил замдиректора сети «Титан» Валерий Ковалев.