- Договоренность отменяет обязанность перевозчиков ЕС заключать коммерческие соглашения с российскими авиаперевозчиками и платить им за использование этих маршрутов не позднее, чем с первого января 2014 года, тем самым регулируя давний спор между ЕС и Россией в области авиации, - говорится в релизе.
В нем отмечается, что данная договоренность, получившая название «согласованные принципы» и подтвержденная сторонами обменом писем, вступит в силу в первый день месяца, следующего за датой решения о вступлении России во Всемирную торговую организацию, которое, как ожидается, будет принято в декабре этого года.
Таким образом, говорится в пресс-релизе, вероятно, что уже с первого января 2012 года для транссибирских перелетов авиакомпаниям ЕС не потребуется заключать соответствующие коммерческие договора и выплачивать, а все платежи в рамках действующих соглашений не должны превышать размеры платежей 2006 года.
Кроме того, спустя шесть месяцев после вступления договоренности в силу, двухсторонние соглашения между странами ЕС и РФ должны быть модифицированы таким образом, чтобы не требовалось заключать коммерческие договора и оплачивать код-шеринг и право авиакомпаний ЕС на беспосадочные перелеты по транссибирским маршрутам.
Россия является единственной страной, которая взимает плату за право на пролет над своей территорией, а сами роялти сказываются на авиаперевозках между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Плата за пролет над Сибирью является пережитком «холодной войны», когда воздушное пространство России было закрытым, а право на пролет над территорией Сибири можно было получить за определенную плату.
Россия и Евросоюз подписали соглашение о транссибирских перелетах еще в 2007 году после долгих и непростых переговоров. Изначально ЕС настаивал на том, чтобы с 2007 года Россия постепенно начала снижать плату за пролеты в небе над Сибирью для европейских авиаперевозчиков. Кроме того, в Брюсселе требовали, чтобы все новые частоты полетов на транссибирском направлении проходили по отдельному регистру и вообще не облагались платежами. РФ была готова отменить роялти после вступления в ВТО.
При этом четыре члена ЕС - Германия, Франция, Австрия и Финляндия - заключили с правительством РФ собственные соглашения, предусматривающие уплату роялти. ЕК заявила, что эти соглашения нарушают законодательство ЕС, так как не предоставляют равные условия для всех авиаперевозчиков из 27 стран ЕС в соответствии с правилами «открытого неба».
Как ранее сообщал глава Минтранса РФ Игорь Левитин, российская сторона решила не снижать постепенно сборы за транссибирские перелеты до 2013 года, так как в этих платежах есть коммерческая составляющая, которую государство не может регулировать, но заявила о готовности убрать в 2010 году так называемый сбор за посадку в Москве при перелете через Россию.
По оценке министра, решение об отмене сбора за посадку в Москве приведет к тому, что Россия потеряет 10-15 процентов от общей суммы платежей. Вместе с тем, по словам Левитина, Россия предложила, чтобы за счет этой уступки ей были предоставлены дополнительные частоты полетов из России в Европу для всех отечественных авиакомпаний. Этот вопрос будет решаться в двустороннем порядке с отдельными европейскими странами.
С 2014 года в соответствии с соглашением за перелеты через территорию России будет взиматься два вида платежей - за аэронавигационное обслуживание, а также коммерческие платежи, которые получат право взимать все авиакомпании России, а не только «Аэрофлот» , как это происходит сегодня, сообщает РИА Новости.