Пилотный проект в Бурятии обошёлся местной казне в 3,7 миллионов рублей.
Эксперты полагают, что в масштабах всей страны затраты могут оказаться на уровне сотен миллионов рублей. «Это будет довольно затратное мероприятие, что может растянуть внедрение этой системы на несколько лет», — полагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
— Автоматизированная система будет запущена в течение следующего года, постепенное внедрение начнется уже с начала года, — пояснил представитель рослесхоза Владимир Дмитриев. — Она будет состоять из двух частей: с одной стороны, это будет система учёта заготовленной древесины, с другой — контроль за её перемещением.
Ведомство планирует вести не только учёт кругляка поштучно от момента его заготовки до поставки конечному потребителю, но и компаний, которые занимаются его производством. ФГУ «Рослесресурс» собирается потратить на подготовку требований и технического задания для создания АИС до 12-ти миллионов рублей.
В итоге чиновники рассчитывают получить единую систему, которая позволит контролировать законность заготовки, приобретения, транспортировки леса и лесоматериалов. Новый механизм контроля должен помочь борьбе с незаконной вырубкой леса.
Сколько будет стоить вся новая система учёта, в Рослесхозе оценить не смогли.
— Это будет зависеть от того, насколько сложная система будет разработана, — говорит Дмитриев. — Источником финансирования будет не только федеральный бюджет, но и региональные бюджеты.
Во время реализации подобного проекта в Иркутске в 2008 году сканер для организации электронного учёа на предприятии обходился в 30−40 тысяч рублей, а одна бирка стоила пять рублей.
— Установка системы многим сторонам невыгодна: малый и средний бизнес беспокоит, что это ляжет на их плечи, хотя логично, что лес как государственная собственность должен контролироваться самим государством, — считает Николай Шматков, координатор по лесной политике WWF. — В США действует система с 1980-х годов: каждая партия клеймится, затем выписывается аналог лесорубочного билета, клейма уничтожаются. Она простая и дешёвая, и пробовалась в Красноярском крае, но почему-то руководство не смогло реализовать её на практике.
Возникает, по словам эксперта, и ещё один вопрос: базы для законного лесопользования во многих регионах, в частности на Дальнем Востоке, просто нет. Нет, в частности, данных о наличии ресурсов, которые могли бы использоваться.
— Экономических стимулов для развития собственной переработки круглого леса в стране недостаточно, что делает систему мониторинга хоть и важным инструментом сохранения лесного богатства России, но недостаточным для развития всей отрасли в целом, — согласен Баранов.
Остается ещё и человеческий фактор — внедрение АИС, за которой будут стоять люди, практически не повлияет на размер возможной коррупции, уверен эксперт.
Помимо новой АИС в следующем году должна заработать лесная биржа. По словам Дмитриева, оба механизма будут интегрированы друг с другом.
— Биржа — это одно из предложений. АИС может быть одним из эффективных биржевых механизмов, то есть вся продукция, поступающая на биржу, должна будет иметь документы о законности происхождения.
По данным Дмитрия Баранова, в 2010 году объём незаконно вырубленного леса составил 1336,5 тысячи кубических метров, а размер ущерба составил 13,8 миллиардов рублей. Всего оборот рынка необработанной древесины в России оценивается в 4,3 миллиарда долларов в год. За прошлый год было заготовлено более 70-ти миллионов кубических метров лесоматериалов, из них 21 миллион кубических метров на 1,8 миллиардов долларов было отправлено на экспорт, сообщает газета «Известия».