Сегодня в Бурятии работает 4 пункта пропуска: в аэропорту, железнодорожный пункт Наушки, МАПП «Кяхта» и «Монды». Заместитель председателя правительства Бурятии по развитию инфраструктуры Евгений Луковников отметил необходимость их модернизации. Это необходимо не только для удобства жителей России и Монголии, но и для развития туризма, сообщает пресс-служба Народного Хурала.
С тем, что существующее положение дел на границе скорее сдерживает экономическое развитие региона согласен и председатель комитета Народного Хурала по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы Борис Ботоев. Так пункт пропуска «Монды» работает только для граждан России и Монголии. Такой подход фактически ставит крест на развитии транзитного туризма, отметил парламентарий. Известно, что для зарубежных туристов привлекательным выглядит маршрут «Байкал - Хубсугул». Сегодня же интуристы стучатся в «закрытую дверь». Так недавно, по словам Бориса Ботоева, в Мондах «развернули» группу туристов из Польши.
Свои сложности есть и на железнодорожном пункте пропуска «Наушки». Развитие экономических связей с Китаем и Монголией вызвал значительный рост товарооборота, с которым не всегда справляются таможенники. Причём не по своей вине - не хватает оборудования для досмотра, крытых складов. Назрела необходимость в модернизации. Наглядный пример - когда на пункте пропуска не нашлось достаточно мощного крана, чтобы провести процедуру досмотра товарного состава из Китая. Его пришлось перегонять за 200 километров - отсюда удорожание, задержки и недовольство китайских партнеров.
Стоит отметить, что пункты пропуска «Наушки» и «Монды» значились в федеральной целевой программе «Государственная граница Российской Федерации», но затем были исключены. О причинах этого решения рассказал заместитель министра транспорта России Николай Асаул. По его словам, пункт «Монды» не обладает большой пропускной способностью, основную нагрузку все равно выполняет МАПП «Кяхта». К тому же на содержание даже имеющихся объектов денег не хватает. В этих условиях сложно говорить о модернизации тех пунктов пропуска, которые не относятся к «магистральным». Что касается пункта «Наушки», то его модернизация по мнению Николая Асаула, должна выполнятся за счёт средств РЖД, так как именно железная дорога получает прибыль с этого объекта. Представитель минтранса России рекомендовал властям Бурятии активнее использовать возможности государственно-частного партнерства.
Сенаторы единогласно поддержали проект постановления с учетом прозвучавших предложений. Председатель комитета Виктор Бондарев пообещал, что исполнение рекомендаций будет под контролем Совета Федерации.