Генеральный директор улан-удэнского «Водоканала» Евгений Чукреев в интервью «Номер один» объяснил, почему велика вероятность ухода «Байкальских коммунальных систем» из Бурятии. А также рассказал, что будет с предприятием дальше и как сделать «Водоканал» успешным безубыточным предприятием
- Какова на сегодняшний день хозяйственная и финансовая ситуация на «Водоканале»?
- Текущую ситуацию на «Водоканале» можно описать как сложную, но стабильную. Жизнеобеспечение горожан мы гарантируем и выполняем. У нас, наряду с очисткой сточных вод, доставка воды в водоналивные будки, вывоз ЖБО из выгребных ям, с неканализованного сектора и лаборатория, которая обеспечивает мониторинг качества питьевой воды и качество источниковых вод.
По юридической ситуации были в конце 2013 - начале 2014 г. инициированы иски о банкротстве предприятия со стороны ТГК, «Улан-УдэЭнерго», МРКС Сибири, налоговой службы. На текущую дату судебные решения приняты, в исках отказано. То есть угроза банкротства от предприятия отведена. Сейчас работаем в обычном режиме.
- С чем связаны скандальные темы на «Водоканале» в последние месяцы?
- «Водоканал» всегда был связан с политическими процессами в городе. На сегодняшний день интерес к предприятию обострился из-за грядущих выборов. Мы готовы к этому прессу.
На самом деле за истекший год у нас проведена большая работа, предприятие стало самостоятельным, мы отказались от договора аутсорсинга, набрали в штат юристов, бухгалтеров. По крайней мере, увидели экономику, начали работать по улучшению финансового состояния предприятия, подали иски по взысканию задолженности с БКС.
Суммарная задолженность на 1 августа - 110 миллионов, из них уже отсужено 37 миллионов. Сейчас в суде еще 51 миллион. По мере того как начисления возникают, мы добавляем суды. Это по дебиторской задолженности.
Более того, с учетом этого принято решение нашим учредителем по расторжению договоров аренды с «Байкальскими коммунальными системами». То есть расторгаем общий пакет договоров, связанных с арендой имущества, которое «Водоканал» в 2010 году передал в аренду БКС.
- Это означает, что «БКС» заканчивают свою деятельность здесь?
- Да, здесь, скорее всего, к логическому концу все это идет. Однако наличие исков не означает конфликт. С руководством предприятия у нас хорошие рабочие отношения. Мы - единый организм, и если тут разругаться, то вся производственная деятельность остановится.
Мы сходимся в стратегическом понимании положения вещей. Экономика предприятия такова, что это вопрос месяцев. Сейчас в городе ищут схему, по которой надо погасить долги «Водоканалу» и начать работу с чистого листа на предприятии. По сути, недавно на сессии Народного Хурала то же самое заявил представитель «БКС» - если вы обеспечите возврат денег, то мы готовы уйти. Это действительно так. Экономика предприятия «не пляшет».
- Она не «плясала» изначально?
- Объем продаж по «Водоканалу» снижается, причем это всероссийский тренд. И снижение идет на 5-9 процентов к предыдущему году. Соответственно, если объем снижается, тариф должен расти не на величину предельного компенсирующего увеличения затрат покупки электричества, роста фонда зарплаты, но и учитывать снижение объема продаж. Этого не было. Совокупный убыток по двум предприятиям - порядка 70-80 миллионов в год по балансу.
Также мы постоянно и настойчиво требовали компенсации понесенных затрат на водоналивных будках и вывозу ЖБО. В связке эти два предприятия занимались благотворительностью по этим двум услугам. Итогом к тарифным убыткам мы еще получили 43 миллиона рублей некомпенсированных затрат за три года.
- Какие перспективы у «Водоканала» в связи с вероятным уходом «БКС»?
- Перспективы рабочие. Во-первых, «Водоканал» должен быть единым предприятием. Во-вторых, если решить вопрос с долгами, экономику предприятия можно сделать безубыточной.
Кроме того, на «Водоканал» завязаны большие инвестиционные проекты. По празднованию 350-летия города «Водоканал» является заявителем по реконструкции сетей водоснабжения и водоотведения. Сейчас у нас в Госэкспертизе лежат проект на сумму инвестиций в 560 миллионов рублей и сроком работы - 2016 год.
Далее еще у нас большой проект - реконструкция очистных сооружений. Общая сумма - 2,3 миллиарда рублей. Заявлена до 2020 года. Первые работы начинаются в 2015 году. Сейчас город провел конкурс на выбор проектной организации, и она уже приступила к работе. До 1 декабря мы должны получить проект по реконструкции очистных. Из 2,3 миллиарда около 200 миллионов рублей будет инвестировано уже в 2015 году. Мы полгода изучали опыт других городов и, по сути, сформировали такое техзадание, которое позволяет нам вообще избавиться от запаха очистных сооружений в городе и выполнять требования действующего законодательства по вопросу сточных вод и сырому остатку. С момента постройки очистных сооружений таких масштабных работ в Улан-Удэ не было.
Вот эти два проекта готовились, по сути, в срочно-обморочном порядке. Мы работали и в выходные дни, и по ночам сидели. И эти два проекта позволят вывести «Водоканал» на принципиально новый уровень.
Полгода назад была только вывеска «Водоканал». Был договор аутсорсинга с «БКС». Сейчас у нас своя техническая служба. Мы за полгода смогли свое мнение сформировать, что мы хотим видеть и по реконструкции очистных, и по реконструкции сети водоснабжения, водоотведения.
То есть сейчас мы имеем нормальное работающее предприятие. Полноценно функционирующее. В принципе, мы успешно работаем в плане подготовки к отопительному сезону. По всем мероприятиям у нас торги проведены, оборудование закуплено, часть поступила, часть в пути находится. Несмотря на тяжелое финансовое состояние, требования по подготовке к зиме выполняем.
- В связи с возможным серьезным реформированием предприятия власти поддерживают «Водоканал»?
- Да, конечно, все действия администрации города направлены на то, чтобы предприятие нормально работало. Уже на цифрах поняли, что необходимо работать по тарифу, работать по компенсации выпадающих доходов. Тем более что по России формируется такая практика. Так в Ростовской области заложили компенсацию в размере 500 млн рублей на 2014 год. То есть признали, что потери компенсировать надо.
И самим нам надо работать. Первоочередные мероприятия нам понятны - как только мы сформируем экономику на «Водоканале», нам надо заявляться в РСТ на плату за подключение и инвестпрограммы формировать. Параллельно в тесной связки с Комитетом городского хозяйства мы сейчас работаем по схеме водоснабжения, которая позволит дать внятные ответы, куда город развивается. То есть, подчеркну, у «Водоканала» есть все шансы стать безубыточным, некризисным предприятием.
Евгений Чукреев: «БКС» может уйти из Улан-Удэ
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.