Ситуация с пандемией коронавируса ударила по всем сферам жизни не только в республике, стране, но и по всему миру. Как один из ведущих российских банков помогает бизнесу Бурятии справляться с трудностями, и какие полезные новшества он предложил компаниям региона, рассказала управляющий ВТБ в Республике Бурятия Инесса Лхасаранова.
- Расскажите, пожалуйста, что банк ВТБ может предложить малому и среднему бизнесу республики в сегодняшней сложной ситуации?
- Мы ежедневно общаемся с нашими предпринимателями. Конечно, понимаем тот эффект, который оказала пандемия на их бизнес, и для нас сейчас является приоритетной именно поддержка предпринимателей, которые работают в наиболее пострадавших отраслях.
В первую очередь, мы включились в работу в рамках госпрограмм. В тех случаях, когда предприятие не соответствует требованиям господдержки, мы предлагаем собственные программы.
- Какие государственные программы действуют для компаний из отраслей, которые входят в перечень «пострадавших»? Перечислите, пожалуйста.
- На сегодня действуют несколько программ. Первая программа действует в рамках ФЗ-106 от 3 апреля 2020 года, согласно которой предприниматели из пострадавших отраслей из перечня, утвержденного Правительством РФ, имеют право получить отсрочку платежей на 6 месяцев.
Также мы предложили нашим заёмщикам поддержку в рамках госпрограммы кредитования на выплату заработной платы для компаний и индивидуальных предпринимателей из пострадавших отраслей. По этой программе наши заёмщики получили кредиты на выплату заработной платы на один год, при этом на 6 месяцев действует нулевая ставка, а на оставшийся период – 3,5%.
И сейчас, с 1 июня, стартовала новая программа поддержки занятости населения в рамках Постановления Правительства РФ №696.
Компании могут направить заемные средства на расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности или рефинансирование текущих кредитов, полученных в рамках государственных программ поддержки. По кредиту предоставляется отсрочка платежей. При этом кредит может быть полностью погашен государством, если предприятие сохранит не менее 90% численность своих сотрудников. Если коллектив сохранится не менее, чем на 80% то будет погашено 50% займа. На сегодня подписано 93 кредитных соглашения на 794 млн рублей. Предприятия розничной торговли и сферы услуг уже получили такую меру поддержки. В работе находятся еще 38 заявок на сумму 150 млн руб. Это свидетельствует о том, что спрос на программу довольно высокий.
Кроме того, мы ведем работу по госпрограмме реструктуризации и субсидированию процентной ставки (в соответствии с Постановлением Правительства РФ №410). Программа позволяет получать компаниям, включенным в единый государственный реестр МСП из наиболее пострадавших отраслей, отсрочку уплаты кредита на 6 месяцев с делением процентных платежей на три равные части: по одной трети процентной ставки оплатят государство и банк, одна треть будет уплачиваться заемщиком. На текущий момент реализовано 14 кредитных сделок на сумму 246 млн рублей.
- А какие меры поддержки действуют для тех предприятий, которые не относятся к «пострадавшим»?
- Да, вначале я рассказала вам о поддержке, которую оказал Банк ВТБ в рамках госпрограмм. Также дополнительно – можно сказать, параллельно – мы предоставили клиентам возможности поддержки по собственным программам банка.
Если говорить в общем, то в рамках государственных программ и собственных мер поддержки клиентов малого, среднего и микробизнеса, то ВТБ в регионе предоставил кредитную помощь на 1,9 млрд рублей.
- Как, по Вашему мнению, пережил бизнес Бурятии ситуацию с пандемией?
- Мы работаем с нашими заёмщиками всегда индивидуально. С каждым мы общаемся постоянно, ведем конструктивный диалог – их бизнес и риски нам понятны. С каждым из них мы спокойно отработали все ситуации. Уверены, что наши клиенты – находятся под надёжным таким зонтиком, который предложил банк. Мы своих заёмщиков не оставляем одних в таких тяжёлых условиях, будем идти вместе.
- Что нужно сделать бизнесменам, чтобы получить кредитные каникулы или другие пакеты мер?
- Обращаться в банк любым доступным способом: через контакт-центр, сайт или в офисы банка. В текущих условиях мы всем нашим заёмщикам, в том числе как корпоративным клиентам, так и физическим лицам рекомендуем более активно обращаться через дистанционный канал связи. Контакт-центр работает круглосуточно: сотрудники Банка ВТБ дают достаточно компетентные и профессиональные консультации.
- Какие меры предприняты в банке, чтобы не допустить распространение коронавируса?
- У нас создан региональный оперативный штаб, мы ежедневно получаем информацию о текущем состоянии здоровья сотрудников, учитывая, что 100% офисов ВТБ в Бурятии работают. И я могу отметить, что сегодня в ВТБ в Бурятии нет ни одного заболевшего коронавирусом сотрудника. Это позитивный тренд. Банк уделяет большое внимание обеспечению безопасности и здоровью специалистов. Наши офисы подготовлены к работе в условиях пандемии, сотрудники имеют все средства индивидуальной защиты, включая маски, перчатки. Ежедневно каждые два часа идёт санитарная обработка.
- Насколько активно за кредитными каникулами обращается население региона? Скольким заемщикам банк помог?
- По поддержке заёмщиков, физических лиц, у нас есть разные программы – есть государственная программа (в рамках ФЗ-106), по которой заёмщик имеет право получить кредитные каникулы. Также в банке есть своя программа по предоставлению кредитных каникул с увеличенными лимитами.
ВТБ в Республике Бурятия одобрил кредитные каникулы по государственным и собственным программам для более чем 1,5 тысяч заемщиков – физических лиц на 893 млн рублей. Из них 1,4 тысячи (773 млн рублей) — по потребительским кредитам, 86 сделок – по ипотеке (119 млн), 1 кредит по автокредитам (580 тыс. рублей).
Хочу отметить, количество обращений за каникулами составляет всего 3% от общего числа кредитов в нашем портфеле розничных заемщиков, абсолютное большинство из них было удовлетворено.
Хотела бы обратить внимание на активность клиентов: у нас за май на 40% снизилось количество обращений жителей за кредитными каникулами по сравнению с апрелем. Самая большая активность заёмщиков была в апреле, в мае мы уже зафиксировали снижение числа заявок. Более того, сейчас у нас увеличивается количество обращений за новыми кредитами. На сегодня, можно сказать, кредитная активность наших заемщиков постепенно восстанавливается.
- Какие услуги сегодня можно получить онлайн?
- Для ВТБ цифровизация – стратегический приоритет, банк уже не первый год развивает диджитал-сервисы. В ситуации пандемии стало очевидно, что это «обязательная программа» для банков. Ранее ВТБ озвучивал цель перевести 100% услуг в цифровую форму к 2022 году, сейчас движение к этой цели только ускорилось.
Большинство операций можно совершить в интернет-банке или мобильном приложении ВТБ-Онлайн. Клиент дистанционно может подать заявку на кредит, оформить вклад и рефинансирование, совершить денежный перевод, поменять валюту, совершить оплату коммунальных услуг и другие операции. Мы рекомендуем нашим клиентам использовать возможности дистанционного обслуживания и минимизировать число посещений офисов.
Нужно сказать, банк продолжил работу по цифровизации в условиях пандемии ещё более активно. В качестве примера полностью дистанционного оформления розничного займа могу привести выдачу кредитов дистанционно по телефону. В мае банк запустил выдачу кредитов наличными по телефону. Услуга доступна действующим клиентам банка, которые уже имеют одобренное предложение, но не могут посетить офис из-за самоизоляции.
Итак, процесс проходит в несколько этапов. На первом клиент получает предложение сотрудника контакт-центра ВТБ по телефону. Электронный комплект документов отправляется на подпись в ВТБ-Онлайн в рамках технологии безбумажного обслуживания. В своём личном кабинете клиент знакомится с документами на выдачу кредита и подписывает их простой электронной подписью в ВТБ-Онлайн. После этого средства зачисляются на счёт, а все подписанные таким способом договоры хранятся в специальном разделе ВТБ-Онлайн. И клиент имеет к ним доступ в любое время.
- Как ещё банк облегчил жизнь своим клиентам с помощью своих услуг?
- В мае в ВТБ-Онлайн появилась возможность подтвердить учётную запись на портале «Госуслуги» с помощью банка. Нашим клиентам не нужно идти в офис или центр обслуживания, чтобы верифицировать свой аккаунт на «Госуслугах» — всё можно сделать онлайн.
Плюс, с 1 мая максимальная сумма разового перевода в Системе быстрых платежей для наших клиентов возрастает до 50 тыс. рублей за раз. Ранее лимит одной транзакции был ограничен 15 тыс. Ежемесячный лимит сохранился на уровне 300 тыс. рублей. В настоящее время в ВТБ продолжают действовать нулевые тарифы на переводы в рамках Системы быстрых платежей.
- А какие онлайн-услуги может получить бизнес?
- Сейчас ВТБ предлагает линейку онлайн-инструментов, которые помогут предпринимателю на разных этапах ведения бизнеса в режиме самоизоляции.
В условиях распространения коронавируса мы рекомендуем использование дистанционных каналов обслуживания, в том числе дистанционного резервирования счёта на сайте банка. Сервис позволяет оставить заявку и зарезервировать номер счёта на основании минимальных клиентских данных. Решение принимается онлайн в течение нескольких минут, после чего клиент может продолжить заполнение анкетных данных для завершения процедуры проверок. Услуга доступна для всех категорий бизнеса.
Так, подготовить документы для государственной регистрации ИП/ООО и отправить их в налоговую можно на сайте start.vtb.ru. Удаленно решить все вопросы бухгалтерского и налогового учёта можно с помощью сервиса «Цифра». Торговым компаниям также будет особенно полезна платформа ВТБ Бизнес-Коннект, позволяющая выходить на крупнейшие международные маркетплейсы (Amazon, Ebay, Alibaba, Aliexpress) в режиме одного окна.
Все эти и другие полезные онлайн-инструменты для бизнеса объединены в специальном разделе на сайте банка – «Бизнес из дома». Раздел включает советы, сервисы и даже специальные партнёрские предложения для предпринимателей, ведущих бизнес в режиме онлайн.
Управляющий ВТБ в Бурятии: «Мы не оставляем своих заёмщиков одних в тяжёлых условиях»
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.
Читают сейчас
Экономика, 22.11.2024
По данным центрального банка Российской Федерации на начало ноября жители Бурятии внесли на счета по договорам Программы долгосрочных сбережений (ПДС) 217 млн рублей