О любимых ролях и личной жизни, о внутренней свободе и жертвах ради искусства, о Хемингуэе и «своём» режиссёре народный артист Бурятии рассказал в эксклюзивном интервью
Народный артист Бурятии Баста Цыденов отпразднует день рождения со своим зрителем. 26 марта на сцене Бурятского театра драмы можно будет увидеть моноспектакль «Старик и море» по одноимённой повести Эрнеста Хемингуэя в постановке режиссёра Олега Юмова. О любимых ролях и личной жизни, о внутренней свободе и жертвах ради искусства, о Хемингуэе и «своём» режиссёре - народный артист Бурятии рассказал в эксклюзивном интервью.
«Человека нельзя победить…»
Многие зрители, которые смотрели спектакль «Старик и море» в Бурятском драматическом театре, воспринимают кубинского старика Сантьяго и артиста Басту Цыденова как одно целое. Настолько гармоничен актёр в этой роли. Из спектакля большой формы «Старик и море» в 2015 году превратился в моно-притчу. На сцене один актёр, который с помощью предметов-символов и звуков морин-хуура рассказывает о том, что «человека нельзя победить».
- Начальный вариант мне не нравился. Мне не хватало свободы. Для меня важно быть свободным в своей роли. Когда театральный критик Анна Степанова посмотрела, сказала: «Может, моно сделаешь?» Я Олегу (режиссёр Олег Юмов – прим. ред.) сказал, сделали с ним, и действительно… Я получил свободу. Два- три года играю. Столько с каждым спектаклем открывается. В этом, наверное, кайф творчества,- делится своими мыслями Баста Цыденов.
Артист признаётся, что «Старик и море» - один из его любимых спектаклей, а Эрнест Хемингуэй – один из любимых авторов:
- Высокое слово, глубокое слово, глубокая мысль, глубокая боль, глубокая осмысленность этой жизни, трагедии, радости человека. Это, с одной стороны, очень простая боль простого человека, простого рыбака: просто жить, выживать, не умереть с голоду, помнить о добре, помнить о любви, прощать. Это самые простые, человеческие чувства мысли, эмоции. Поэтому нравится Хемингуэй. Он сам по себе писатель очень простой. Очень простой слог у него. Он пишет очень просто, жёстко, не жалеет ни себя, ни нас. Он уходит в глубину, в свою глубину. Он человек, который очень много пережил, очень много действовал в своей жизни. Уходил в самые горячие точки, воевал, в любовь уходил, в женщин. Он не делал чуть-чуть, поэтому он пишет также.
- Вы можете сказать, что Вы такой?
- Я далеко не такой. Очень много эгоизма у меня, я человек увлекающийся, увлекаюсь театром. Театр – широкое понятие… Это литература, жизнь, искусство, образы, художники в широком смысле, борьба, поражения, женщины. Для любого художника женщины очень много значат.
Высокая поэзия любви
- А в Вашей жизни женщины какую роль играют? Вы любили?
- Много раз увлекался, много раз влюблялся, но, оглядываясь назад… Это были поражения и открытия, познаешь не только женщин, познаешь себя, свою подноготную, свои добрые, нежные, тонкие чувства. Идёт развитие. Любовь – это всегда творчество. Чем глубже уходишь в любовь, тем больше трагедии, боли. Это высокая поэзия, высокое искусство, высокая драматургия, это всегда красота и трагедия. Когда отдельно идет, это очень скучно. Это такая красотулька, и все. Или очень примитивная боль.
Баста Цыденов, любимец женщин, не раз и сам любил. Официально он был женат три раза, у него трое детей и одна внучка. Однако, главная любовь его жизни – это театр.
- Моя жертва ради искусства – это семья. Я, прежде всего, ставил театр, свою работу. А семью всегда на второй, на третий план. Жалость всегда есть, сожаление. Мог бы сохранить семью, постараться, но не смог. Тогда казалось, что что-то важнее. Что ради меня, ради моей работы, искусства, женщина должна пожертвовать личными амбициями. Но не встретилась такая женщина. Я, наоборот, жалею их. Хотя, не знаю, может, наоборот, хорошо, что встретились. Что у нас есть дети общие. Я их люблю, помогаю, чем могу. Общаюсь. Дети хорошо ко мне относятся, прекрасные отношения.
Поиски себя
В творческом багаже Басты Цыденова более 80 ролей. В каждой он не перестаёт познавать себя, делится актёр. Первая большая роль у него была в 25. Он играл жениха в спектакле «Свадьба» в Бурятском драматическом театре. В непростые для всей страны 90-е годы Баста Гуруевич признается, что переживал личный кризис. И он принял решение уехать из Бурятии.
- Я чувствовал себя опустошённым, не знал, что делать, стало грустно, тоскливо, скучно. Это связано со мной, не с театром. Личная жизнь кубарем. И однажды просто решил уйти. 12 лет я не был в театре. Бродил по Москве, по Европе, - говорит он.
Баста Цыденов участвовал в проекте «Белый Олень» немецкого режиссёра Бетина Воеводе, в семинарах великого японского режиссёра-экспериментатора Тадаши Сузуки. С особой теплотой Баста Гуруевич вспоминает общие проекты с учениками Анатолия Васильева – Климом (Владимир Клименко, театральный режиссёр, драматург, сценарист – прим. ред.) и Борисом Юханановым (художественный руководитель «Электротеатра Станиславский» - прим. ред.):
- Борис предложил мне в «Фаусте» исполнить роль шамана. 8 часов шёл спектакль, я выходил 15-16 раз, делал ритуалы. Он полную свободу мне дал. Я придумывал ритуалы, которые помню из Бурятии. Он специально для меня придумывал целые диалоги. Я был рядом с Фаустом, я с ним спорил, поддерживал иногда. Мы выступали в РАМТе (Российский академический Молодёжный театр - прим. ред.) два раза, в театре Станиславского 3-4 раза. Он врал там всем вокруг, что я настоящий шаман из Бурятии. Все на меня смотрели с опаской. Я же не знал, что он там ходит, врёт. В «Гамлете» его играл, ещё два проекта по его сценарию было.
В столице России актёр нашёл, как говорит, своего режиссёра. Именно в московский период жизни артиста он знакомится с Олегом Юмовым, который учился в ГИТИС. Это позже, вернувшись в Бурятию, Баста Цыденов будет играть главные роли почти во всех бурятских спектаклях Юмова. Их творческий тандем основан на дружбе, рассказывает артист:
- Иметь своего режиссёра или человека, который по духу, по крови близок, интересен - это очень большая удача для актёра. Я актёр. Я пробовал, «Утиную охоту» ставил, московские критики, спикеры на Вампиловском фестивале отметили. Но больше нравится играть.
За исполнение главной роли в спектакле «Максар. Степь в крови» Баста Гуруевич был номинирован на «Золотую маску» за «Лучшую мужскую роль», удостоился диплома фестиваля «Сибирский транзит» в Барнауле в номинации «Лучшая мужская роль». А старик Сантьяго принёс артисту «монгольский Оскар» – победу в фестивале «Гэгээн Муза» в Улан-Баторе.
Сегодня Баста Цыденов работает артистом в Бурятском драматическом театре, а также открыл свою школу ораторского мастерства, где учит детей, как говорит, быть свободными. Хотя на вопрос, свободен ли он сам, отвечает:
- Я всю жизнь стремился к этому. Я не могу сказать, что я свободный человек, хотя, наверное, есть свобода. Делаю, что хочу…Что чувствую , то и делаю. В творчестве надо рвать, уходить в глубину, в ширину, разрушать. В хорошем смысле. Разрушать стереотипы. Какие-то рамки, устои, разрушать то, что было когда-то сделано хорошо. По-новому почувствовать.
Пресс-служба театра
Баста Цыденов: «В творчестве надо рвать, уходить в глубину, в ширину, разрушать»
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.
Читают сейчас
Экономика, 22.11.2024
По данным центрального банка Российской Федерации на начало ноября жители Бурятии внесли на счета по договорам Программы долгосрочных сбережений (ПДС) 217 млн рублей