Министр нового министерства промышленности и торговли Бурятии Александр Гребенщиков считает, что его ведомство необходимо для лоббизма Бурятии в федеральных органах власти и российских холдингах, а также для обеспечения роста промышленности Бурятии и сдерживания инфляции. Между тем, предпринимателей министерство собирается пестовать, вплоть до защиты от рейдеров
— Ваше министерство, судя по названию, близко к аналогу в федеральном правительстве?
— За нашим министерством закреплены те полномочия, которые может осуществлять субъект Федерации. То есть, слепого копирования ведомства федерального центра нет. Например, некоторых отраслей, курируемых российским министерством, в Бурятии не существует.
Вообще, республиканское министерство состоит из трёх блоков. Первый — базовые отрасли экономики. Второй блок — развитие малого и среднего предпринимательства. И третий — блок торговли.
Министерство создано в результате слияния двух структур — республиканского агентства по развитию промышленности, предпринимательства и инновационных технологий и республиканской службы по потребительскому рынку. Создано оно в пределах численности и финансирования этих двух структур.
Причём, с учётом того, что министерство перешло на более высокий уровень финансирования (заработная плата в министерствах больше, чем в агентствах) пришлось сократить 12 человек. Их функции распределены среди оставшейся команды. То есть прошла оптимизация госструктур. Никакого увеличения численности госслужащих допущено не было.
— Какой функционал закреплён за ведомством? Например, наблюдателям не совсем понятно, как министерство будет заниматься крупной промышленностью при том, что наши предприятия — часть холдингов?
— Основной функционал министерства был отражён ещё в послании президента Бурятии народу Бурятии и Народному Хуралу — это координация действий между промышленностью, торговлей и предпринимательством в целом. Это определение своего пути развития в промышленности, подготовка инвестиционных площадок. И главное — сохранить темпы роста промышленности за счёт привлечения инвестиций в модернизацию производства. Также в 2012 году, с переносом на 2013 год, поставлена задача сдерживания инфляции.
В базовых отраслях промышленности так получилось, что предприятия в Бурятии, как правило, имеют вертикальную холдинговую структуру. Министерство, таким образом, будет представлять интересы и быть лоббистами от Бурятии в этих вертикально интегрированных структурах, в том числе участвовать в инвестиционных проектах на территории республики, в их продвижении.
С другой стороны, определяем преференции от Бурятии в адрес курируемых предприятий. Часть предприятий преференции уже получает. Например, «Улан-Удэстальмост» получает компенсацию процентной ставки по коммерческим кредитам на модернизацию производства. По налогу на прибыль получает компенсацию улан-удэнский авиазавод, и сумма достаточно приличная — 260 миллионов рублей. Также в этом плане работаем сейчас с приборостроительным объединением.
В то же время с наличием профильного министерства Бурятия получила возможность разговаривать и пытаться решить текущие вопросы с руководством холдингов. Статус министерства дает такую возможность, что, в свою очередь, повышает эффективность взаимодействия с этими структурами.
— Что изменится в подходах правительства Бурятии по поддержке малого и среднего бизнеса с появлением министерства?
— В блоке малого и среднего бизнеса внутри ведомства будет расширяться работа по созданию инфраструктуры. Остаток инфраструктуры от советского времени или распределён и нашёл своих хозяев, или заброшен и пришёл в негодность. Поэтому выделяем средства на инфраструктуру и работаем над созданием промышленных, индустриальных парков.
И очень мощно увеличивается поддержка на инновационное производство. На крупных предприятиях есть примеры внедрения инновационных технологий, например «Аэротех», производящий тефлоновые шланги. Среди малых предприятий за последние два года создано 30 компаний, ориентированных на инновационный продукт.
Меры господдержки таких предприятий значительно увеличены. Если в прошлом году было предусмотрено 500 тысяч рублей на начало такой деятельности, то теперь по поручению президента Бурятии разработаны меры государственной поддержки, где мы можем безвозмездно компенсировать компаниям затраты на приобретение оборудование и технологий до пяти миллионов рублей.
В то же время зарезервированы средства на поручительства (госгарантии) для инновационных компаний на оформление кредитов в коммерческих банках. И для них же оставлена компенсация процентной ставки по кредитам, из-за высоких рисков и затрат в инновационной деятельности.
— Наблюдатели привыкли судить об инновационности бизнеса по новостям о хайтеке, нанотехнологиям и прочим новаторским вещам. В республике этого нет. Что внутри Бурятии вкладывают в понятие инновационные предприятия?
— В республике есть закон об инновационной деятельности — там всё достаточно чётко расписано. В своей работе мы на данный момент разделяем два вида инновационных предприятий. Первые — это уже работают и вводят инновации в собственное производство, например, авиазавод, «Байкалфарм», «Аэротех», и компании, начинающие инновационную деятельность.
Что касается малых компаний, то это при вузах, особенно в ВСГУТУ и БГСХА, создаются отдельные юридические лица, которые начинают заниматься изобретениями. Создают новый продукт, патентуют его и выходят с ним в производство. Пока в основном это предприятия по пищепереработке. Но есть и машиностроение — существует предприятие, связанное с авиазаводом, но созданное на базе ВСГУТУ, занимающееся обследованием качества и проектированием определенных узлов и деталей, применяемых в авиастроении.
— Задачи по третьему блоку — торговли — определены? В какую сторону идти?
— Блок торговли будет заниматься созданием условий для развития торговли и бытовых услуг. В том числе придорожным сервисом — это поручение от президента и правительства Бурятии.
В отношении торговли ставится задача обеспечить население товарами местных товаропроизводителей.
Не секрет, что наши крупные компании в основном закупают товар за пределами Бурятии. В результате доставка даёт удорожание продукта. В то же время мы знаем, что торговые сети с неохотой берут на реализацию продукцию от местных производителей. Мы хотим сократить поставку товара до прилавка путём соглашений между игроками на рынке. Чтобы качество и цена продукта были оптимальными.
Необходима разработка концепции развития торговли, которой вообще нет. Она будет вынесена на всеобщее обсуждение. Постараемся сделать это в ближайшее время.
— Каковы текущие приоритеты в отношениях с федеральными органами власти?
— Мы уже обменялись информацией с федеральным министерством промышленности и торговли. Теперь стоит задача просмотреть все федеральные целевые программы по промышленности и торговле с перспективой максимального участия в них. Раньше, когда министерства не было, мы были значительно ограничены в этих возможностях.
— Из ваших слов выходит, что у бизнеса и промышленности появилось своё доверенное ведомство в правительстве. Если проще, «знают, куда теперь бежать»?
— Теперь промышленники и торговля знают, куда обращаться, осведомлены, что есть такая структура, возведенная в ранг министерства. Более того, президентом дано поручение координировать и защищать их от всевозможных органов — законодательных, контролирующих, надзирающих. Кроме того, мы готовы придти на помощь и в части рейдерства, в рамках полномочий, нам отведённых.
«Номер Один»
— Ваше министерство, судя по названию, близко к аналогу в федеральном правительстве?
— За нашим министерством закреплены те полномочия, которые может осуществлять субъект Федерации. То есть, слепого копирования ведомства федерального центра нет. Например, некоторых отраслей, курируемых российским министерством, в Бурятии не существует.
Вообще, республиканское министерство состоит из трёх блоков. Первый — базовые отрасли экономики. Второй блок — развитие малого и среднего предпринимательства. И третий — блок торговли.
Министерство создано в результате слияния двух структур — республиканского агентства по развитию промышленности, предпринимательства и инновационных технологий и республиканской службы по потребительскому рынку. Создано оно в пределах численности и финансирования этих двух структур.
Причём, с учётом того, что министерство перешло на более высокий уровень финансирования (заработная плата в министерствах больше, чем в агентствах) пришлось сократить 12 человек. Их функции распределены среди оставшейся команды. То есть прошла оптимизация госструктур. Никакого увеличения численности госслужащих допущено не было.
— Какой функционал закреплён за ведомством? Например, наблюдателям не совсем понятно, как министерство будет заниматься крупной промышленностью при том, что наши предприятия — часть холдингов?
— Основной функционал министерства был отражён ещё в послании президента Бурятии народу Бурятии и Народному Хуралу — это координация действий между промышленностью, торговлей и предпринимательством в целом. Это определение своего пути развития в промышленности, подготовка инвестиционных площадок. И главное — сохранить темпы роста промышленности за счёт привлечения инвестиций в модернизацию производства. Также в 2012 году, с переносом на 2013 год, поставлена задача сдерживания инфляции.
В базовых отраслях промышленности так получилось, что предприятия в Бурятии, как правило, имеют вертикальную холдинговую структуру. Министерство, таким образом, будет представлять интересы и быть лоббистами от Бурятии в этих вертикально интегрированных структурах, в том числе участвовать в инвестиционных проектах на территории республики, в их продвижении.
С другой стороны, определяем преференции от Бурятии в адрес курируемых предприятий. Часть предприятий преференции уже получает. Например, «Улан-Удэстальмост» получает компенсацию процентной ставки по коммерческим кредитам на модернизацию производства. По налогу на прибыль получает компенсацию улан-удэнский авиазавод, и сумма достаточно приличная — 260 миллионов рублей. Также в этом плане работаем сейчас с приборостроительным объединением.
В то же время с наличием профильного министерства Бурятия получила возможность разговаривать и пытаться решить текущие вопросы с руководством холдингов. Статус министерства дает такую возможность, что, в свою очередь, повышает эффективность взаимодействия с этими структурами.
— Что изменится в подходах правительства Бурятии по поддержке малого и среднего бизнеса с появлением министерства?
— В блоке малого и среднего бизнеса внутри ведомства будет расширяться работа по созданию инфраструктуры. Остаток инфраструктуры от советского времени или распределён и нашёл своих хозяев, или заброшен и пришёл в негодность. Поэтому выделяем средства на инфраструктуру и работаем над созданием промышленных, индустриальных парков.
И очень мощно увеличивается поддержка на инновационное производство. На крупных предприятиях есть примеры внедрения инновационных технологий, например «Аэротех», производящий тефлоновые шланги. Среди малых предприятий за последние два года создано 30 компаний, ориентированных на инновационный продукт.
Меры господдержки таких предприятий значительно увеличены. Если в прошлом году было предусмотрено 500 тысяч рублей на начало такой деятельности, то теперь по поручению президента Бурятии разработаны меры государственной поддержки, где мы можем безвозмездно компенсировать компаниям затраты на приобретение оборудование и технологий до пяти миллионов рублей.
В то же время зарезервированы средства на поручительства (госгарантии) для инновационных компаний на оформление кредитов в коммерческих банках. И для них же оставлена компенсация процентной ставки по кредитам, из-за высоких рисков и затрат в инновационной деятельности.
— Наблюдатели привыкли судить об инновационности бизнеса по новостям о хайтеке, нанотехнологиям и прочим новаторским вещам. В республике этого нет. Что внутри Бурятии вкладывают в понятие инновационные предприятия?
— В республике есть закон об инновационной деятельности — там всё достаточно чётко расписано. В своей работе мы на данный момент разделяем два вида инновационных предприятий. Первые — это уже работают и вводят инновации в собственное производство, например, авиазавод, «Байкалфарм», «Аэротех», и компании, начинающие инновационную деятельность.
Что касается малых компаний, то это при вузах, особенно в ВСГУТУ и БГСХА, создаются отдельные юридические лица, которые начинают заниматься изобретениями. Создают новый продукт, патентуют его и выходят с ним в производство. Пока в основном это предприятия по пищепереработке. Но есть и машиностроение — существует предприятие, связанное с авиазаводом, но созданное на базе ВСГУТУ, занимающееся обследованием качества и проектированием определенных узлов и деталей, применяемых в авиастроении.
— Задачи по третьему блоку — торговли — определены? В какую сторону идти?
— Блок торговли будет заниматься созданием условий для развития торговли и бытовых услуг. В том числе придорожным сервисом — это поручение от президента и правительства Бурятии.
В отношении торговли ставится задача обеспечить население товарами местных товаропроизводителей.
Не секрет, что наши крупные компании в основном закупают товар за пределами Бурятии. В результате доставка даёт удорожание продукта. В то же время мы знаем, что торговые сети с неохотой берут на реализацию продукцию от местных производителей. Мы хотим сократить поставку товара до прилавка путём соглашений между игроками на рынке. Чтобы качество и цена продукта были оптимальными.
Необходима разработка концепции развития торговли, которой вообще нет. Она будет вынесена на всеобщее обсуждение. Постараемся сделать это в ближайшее время.
— Каковы текущие приоритеты в отношениях с федеральными органами власти?
— Мы уже обменялись информацией с федеральным министерством промышленности и торговли. Теперь стоит задача просмотреть все федеральные целевые программы по промышленности и торговле с перспективой максимального участия в них. Раньше, когда министерства не было, мы были значительно ограничены в этих возможностях.
— Из ваших слов выходит, что у бизнеса и промышленности появилось своё доверенное ведомство в правительстве. Если проще, «знают, куда теперь бежать»?
— Теперь промышленники и торговля знают, куда обращаться, осведомлены, что есть такая структура, возведенная в ранг министерства. Более того, президентом дано поручение координировать и защищать их от всевозможных органов — законодательных, контролирующих, надзирающих. Кроме того, мы готовы придти на помощь и в части рейдерства, в рамках полномочий, нам отведённых.
«Номер Один»