- Каков механизм получения компенсации? Должен ли согласие дать сам детсад или достаточно воли родителей? Какие документы нужны? О каких конкретно суммах идёт речь?
- Вначале хотелось бы отметить, что Министерством образования и науки Республики Бурятия проведена большая работа по изучению механизмов субсидирования частных детских садов. Мы прорабатывали вопрос поддержки частников, ставя перед собой главную цель – снизить родительскую плату и сделать доступнее частные сады. Обсуждения с коллегами из регионов и многочисленные проведенные совещания дали результат – наша инициатива была поддержана Главой Бурятии Алексеем Самбуевичем Цыденовым.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 6 октября 2017 года утверждён порядок предоставления и расходования субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальным районов на софинансирование мероприятий по возмещению расходов частных детских садов и индивидуальных предпринимателей на присмотр и уход за детьми дошкольного возраста. В соответствии с утверждённым порядком муниципальные образования республики разрабатывают и утверждают свои правовые акты, в которых определяют порядок и условия представление субсидий частным детским садам. Таким образом, механизм получения субсидии включает: предоставление муниципалитету республиканских средств, которые при условии софинансирования муниципалитета направляются частным детским садам.
Частные детские сады, прежде всего, должны изучить муниципальный порядок предоставления субсидий и при необходимости обратиться за разъяснениями условий и требований в районные управления образования, в городе Улан-Удэ - это Комитет по образованию. Право родителей в данном вопросе заключается лишь в их выборе: посещать частный детский сад или нет.
Что касается необходимых документов для получения субсидии, то в целом они определены муниципальным порядком. Но есть главные требования, которые утверждены республиканским постановлением. Во-первых, это обязательства получателем субсидии устанавливать ежемесячную родительскую плату, взимаемой с родителей, не превышающую 200 % от платы, взимаемой с родителей в муниципальных детских садах. Во-вторых, частные сады, не имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности, должны обязательно предоставить соглашение или договор с муниципальной или частной дошкольной образовательной организацией, имеющей лицензию, о реализации программы дошкольного образования для детей, которые посещают данные детские сады.
К вопросу объёма субсидии скажу, что они определены в Постановлении Правительства РБ. Норматив субсидии на присмотр и уход за детьми составит 3000 рублей на 1 ребенка в месяц, где 60% - республиканские средства, а 40% - муниципальные. Кроме того, лицензированные частные детские сады уже получают из республиканского бюджета субсидии на финансовое обеспечение реализации образовательных программ дошкольного образования, от 9500 рублей до 37700 рублей в год на одного ребенка, в зависимости от режима работы групп детского сада. Отмечу, что по закону это наше полномочие, которое мы обязаны исполнять. В итоге, сегодня частный лицензированный сад имеет возможность получать порядка 5800 рублей в месяц, а значит, выполнить главное – снизить родительскую плату и сделать более доступным дошкольное образование в республике. А для нелицензированного детского сада объем субсидии, соответственно, составит только 3000 рублей.
- Какие требования к детсадам предъявляются, предусмотрено ли финансирование для нелицензированных садов? Коснётся ли это садов, имеющих ведомственную принадлежность, то есть тех детей, кто ходит в такие сады на коммерческой основе?
- На сегодняшний день частные детские сады, и мы должны это понимать, являются частью системы образования. Для людей, которые занимаются этим важным и социально значимым делом, это большая ответственность. Поэтому данное направление в образовании нисколько не должно быть в отрыве от норм и требований, которые установлены для данного уровня образования.
Детские сады должны осуществлять свою деятельность в соответствии с Законами об образовании Российской Федерации, Республики Бурятия и иными нормативно-правовыми актами, вести свою деятельность в соответствии с установленными нормами СанПина, требованиями Госпожнадзора и Роспотребнадзора. Более того, образовательная деятельность частных садов не должна осуществляться изолировано, она должна быть в тесном взаимодействии с системой муниципального образования. Я имею ввиду мероприятия для детей и педагогов, праздники, конкурсы, обмен опытом и многое другое.
В случае, если частный детский сад не имеет лицензии на образовательную деятельность и осуществляет только присмотр и уход за детьми, то ему необходимо заключить договор с муниципальным детским садом или лицензированным частным садом, в котором будут определен порядок освоения детьми дошкольной образовательной программы. Только лишь в этом случае возможно получение субсидии.
Субсидии предусмотрены муниципалитетам, поэтому районные управления образованием на основании полученных заявок от частных садов должны определять, какие конкретно детские сады соответствуют требованиям республиканского и муниципального порядков и имеют право получать субсидию.
- С какого возраста будет оказываться поддержка?
- В республиканском порядке предоставления субсидий нет требований, связанных с возрастом детей. Я знаю, что в муниципальном порядке города Улан-Удэ определён возраст - 1,5 до 7 лет.
- В случае, если из-за нехватки бюджетного финансирования инициатива будет отменена, будут ли дети возвращаться в общую очередь и на какую позицию?
- Не думаю, что данная инициатива будет отменена, поскольку есть понимание и со стороны власти, и со стороны общества, что данное направление дошкольного образования будет востребовано и интересно родителям. Говоря об очереди, скажу, что мы, прежде всего, ставили перед собой задачу расширения форм дошкольного образования, их доступности, у нас нет и не будет настойчивой позиции исключить детей из муниципальной очереди. Это абсолютное право родителей сохранить место за муниципальным детским садом или выйти из очереди и посещать частный детский сад.
- Предусмотрен ли какой-то механизм на случай, если родители захотят, чтобы ребёнок пошёл в госсад? Например, с 1,5 лет в Улан-Удэ можно попасть только в частные сады, а в 3 уже можно и в госсад перевестись, так как получается, что там оплата меньше даже с учетом компенсации. Вернут ли ребёнка в очередь и на какую позицию, с нуля?
Отвечу на Ваш вопрос с позиции норм, предусмотренных в порядке приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 08.04.2014 № 293. Там указано, что в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. Таким образом, отсутствие свободных мест в муниципальных детских садах, и предоставление родителям дополнительных форм дошкольного образования в частных детских садах, над чем мы сегодня активно работаем, не должно служить фактором и основанием для выхода из муниципальной очереди.
Таким образом, в связи с принятием муниципальных порядков, будь то в городе Улан-Удэ, Иволгинском или Тарбагатайском районах (там, где больше всего очередь в дошкольные организации), при зачислении ребенка в частный детский сад родители имеют все основания сохранить за своим ребенком право на предоставление дошкольного образования в муниципальной образовательной организации.
Поэтому при разработке муниципальных порядков субсидирования частных садов министерство рекомендовало учесть данную позицию с целью недопущения социальной напряженности при решении вопроса доступного дошкольного образования. Мобильность при переходе из частного сада в муниципальный, в случае появления в нем свободных мест, должна быть обеспечена и сохранена.