В конце января в Улан-Баторе состоялась бизнес-конференция «Инвестиционный потенциал Бурятии». Во время визита глава республики Алексей Цыденов дал популярной в Монголии программе DeFacto с ведущим Д.Жаргалсайхан.
Алексей Цыденов рассказал в прямом эфире монгольского телеканала об итогах конференции, о планируемой поставке электроэнергии в Монголию, о проекте по развитию транспортной логистики, подписанном трёхстороннем соглашении по транзиту Россия-Монголия-Китай. Бурятская сторона презентовала на конференции в Монголии возможность инвестиций в добывающую промышленность. Также, по словам Алексея Цыденова, был затронут вопрос лесопереработки и сельского хозяйства. На ней прозвучал вопрос о возможности выращивать зерно как корм для скота в Монголии на свободных землях Бурятии. Помимо этого, глава рассказал о нюансах планируемой долгосрочной поставки электроэнергии в Монголию.
- На инвестиционной конференции было много вопросов. Какие встречи и договорённости состоялись?
- Была большая конференция, большое количество участников, что очень радует. Из Бурятии со мной прилетело порядка 40 представителей компаний. С монгольской стороны приняло участие около 300 компаний. Был живой диалог, очень конкретное обсуждение разных вопросов. После конференции осталось общаться ещё 100 компаний монгольских и российских, уже общались на конкретные темы по проектам, что очень отрадно.
- Не могли бы рассказать об инвестиционных проектах Бурятии?
- Первый проект – это проект по развитию транспортной логистики. С учётом подписанного трёхстороннего соглашения по транзиту Россия-Монголия-Китай это соглашение предусматривает то, что автомобильные транзитные перевозки могут идти до Улан-Удэ из Китая, Монголии транзитом. Дальше идёт перегрузка, соответственно возникает предпосылка для развития логистического центров. Помимо этого, были разговоры о том, что у нас хороший потенциал по добыче полезных ископаемых. Также как и в Монголии в Бурятии много полезных ископаемых разного плана: цинк, металл, золото. Мы презентовали возможность инвестиций именно в добывающую промышленность, обсудили вопрос лесопереработки, сельского хозяйства. Был конкретно вопрос из Селенгинского аймака о том, что можно ли на свободных землях Бурятии выращивать зерно как корм для скота в Монголии? Мы сказали: «Приезжайте, у нас есть свободные земли, мы готовы предоставить их».
- Сегодня утром вы выступили на этой конференции и говорили насчёт электроэнергии, которая могла быть дешевле из-за станции, которую мы хотели собирать. Расскажите об этом, пожалуйста.
- Суть вопроса в том, что это поставка электроэнергии из России взамен строительства гидроэлектростанций (на Селенге). Безусловно , опрос экологии, вопрос сохранности Байкала важен. Но я бы хотел обсудить экономическую составляющую. Сейчас Монголия уже получает электроэнергию из России, но нет долгосрочного договора, нет стабильных объёмов поставки. Монголия в определённые часы суток каждый день, в самый пик потребления электроэнергии, покупает электроэнергию в России. Из-за такого формата отношений, когда нет долгосрочного договора, а только разовые закупки, понятно, что на такие закупки цена достаточно высокая. Если мы перейдём в формат долгосрочных отношений со стабильными объёмами закупок, то это уже создаёт условия для пересмотра цены.
- Когда будут договоры об этом?
- Мы об этом проговорим на всех уровнях. Я думаю, что будет сформирована определённая рабочая группа, которая уже рассмотрит предметно. Следующий вопрос о том, что мы можем из России увеличить объёмы поставки электроэнергии уже сейчас. У нас есть инфраструктура. И если незначительные объёмы, то прямо сегодня. Если чуть больше, то потребуются небольшие инвестиции на замену автоматики безопасности. Если нужно увеличить в разы поставку, то потребуется строительство линий электропередач. На это есть российские инвесторы, готовые вложиться.
Преимущество поставок электроэнергии из России в том, что всегда стоит вопрос: «Что вперёд: яйцо или курица?» Сначала построить электростанцию, а потом появляется предприятие – потребитель электроэнергии или сначала строится предприятие, а потом электростанция? Если первой построится электростанция, то пока не появится потребитель, она будет стоять незагруженная. Это убытки. А если сначала строится предприятие, но у неё нет электроэнергии, оно стоит ждёт, пока построится электростанция. А если идёт поставка из России, то этот вопрос решается сразу, то есть мы можем наращивать поставки постепенно. В России достаточно электроэнергии, нам не нужно делать дополнительных электростанций. Эта гибкость в объёмах, в цене в долгосрочных условиях на мой взгляд заслуживает внимания для того, чтобы более предметно рассмотреть и оценить все плюсы и минусы. На мой взгляд, плюсов больше, чем минусов.
- Следующий вопрос насчёт другого большого проекта «Железнодорожные и автомобильные дорожные коридоры», которые проходят через три страны. И все эти дороги пройдут до Улан-Удэ. На каком уровне это идёт? Когда всё это будет не словами, а делом?
- Соглашение подписано, но оно пока ратифицировано в России, не в Монголии, поэтому оно ещё не вступило в силу. Мы также это обсуждали, надеемся, что Народный Хурал ратифицирует это соглашение. Для этого нужно решение правительства. Мы также обсудили это, рассмотрели это со всех сторон, мы высказали свои доводы о целесообразности запустить это. Надеемся, что движение будет. Мы со своей стороны готовы работать по ним хоть сегодня. Это касается автомобильного транзита. Если говорить о железнодорожном коридоре, то железнодорожные транзитные перевозки, я имею ввиду транзитные и для Монголии, и для России.
- К тому же наша железная дорога – единственная неэлектрофицированная дорога. Обещали две дороги много лет, всё начальство обещало и до сих пор ничего не сделано. Самая отсталая железная дорога в стране. Вы были заместителем министра транспорта России, вы очень хорошо знаете, что это действительно слабая часть этой всей системы. Из-за этого же товары в Монголию и не идут. А как хотим?
- Я бы не сказал, что она самая слабая. Всё-таки дорога работает. И надо отдать должное что в тех условиях, в которых дорога существует, она работает хорошо. Конечно, хотелось бы, чтобы она работала лучше, но сейчас есть все предпосылки для того, чтобы в ещё более выгодной ситуации её развить. Сейчас увеличиваются транзитные перевозки и не только. Сейчас же вопрос о том, что мы готовы предоставить выход Монголии к дальневосточным портам. И тогда загрузка монгольской дороги будет не только в сторону из Китая, но и монгольские грузы с выходом на порты Дальнего Востока, а это открывает для Монголии торговлю со всем миром.
- Мы в прошлом году были во Владивостоке с президентом. Ваша загрузка на этой железной дороге и так без Монголии достаточно высока. Очень большой недостаток.
- Вы очень правильно говорите, что загрузка Транссиба очень высокая. Но у нас реализуются мероприятия по развитию Транссиба. Понятно, что очень большие объёмы мы не возьмём. Но уже сейчас один-два поезда в сутки можно разгружать, поэтому есть перспективы.
- Когда начнётся электрофикация электролиний Улан-Баторской железной дороги? Что для этого нужно делать?
- Я пока не знаю. Не готов на это ответить. Это должно решить в первую очередь руководство Монголии и управление Улан-Баторской железной дороги.
- Насчёт коридора в Монголии или поезда, дороги – это китайская инициатива, создали центр планирования инвестиций в Монголию. Видимо, с той стороны учёные будут сидеть и делать исследования насчёт этого коридора более подробно. Когда это будет реализовываться?
- Любые инвестиции зависят от денег. Деньги требуют счёт. А счёт – это сколько нужно вложить и когда это окупится. Сейчас уже есть перспективный грузопоток, поэтому немного времени, я думаю, осталось, когда досчитаем экономическую модель и можно будет говорить о начале именно самой модернизации. Я не буду называть точные даты.