Управляющий директор ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» Леонид Белых в интервью «Байкал-Daily» рассказал о взаимоотношениях Союза промышленников и предпринимателей (СПП) с правительством Бурятии, дал оценку повышению налогообложения бизнеса, обозначил проблемы системы образования и поделился мыслями о перспективах развития малой авиации в республике
- Леонид Яковлевич, президент Бурятии охарактеризовал взаимоотношения республиканской власти и Союза промышленников и предпринимателей РБ так: «Мы достаточно плотно работали». Какие еще резервы Вы видите в более тесной работе с властью? И удовлетворены ли вы скоростью и эффективностью работы с предложениями СПП в правительстве Бурятии?
- Союз промышленников и предпринимателей – добровольная общественная организация. Она существует на основе взаимодействия тех, кто готов зарабатывать для себя и для республики собственным трудом. Члены СПП участвуют в работе порядка 30-ти различных комиссий, Советов и других рабочих групп всех уровней власти. Только за прошедший год было принято участие в 170-ти заседаниях. Можно долго перечислять вопросы, решаемые при помощи промышленников и предпринимателей: это и оптимизация ценовой политики в республике, налогообложения, тарифов естественных монополий, проблемы образования, обеспеченности кадрами, поиск компромисса с профсоюзами.
Существующий на сегодня опыт взаимоотношений с органами власти показывает, что предварительное обсуждение, выявление огрехов в документации, внесение поправок в проекты законов Бурятии и другие нормативно–правовые акты, программы социально–экономического развития республики ведет к более эффективным результатам. Тем не менее, до сих пор имеются случаи, когда решения принимаются даже без формального обсуждения, и это, думаю, наша совместная недоработка.
Конечно, хочется еще большего внимания к нашим проблемам, ответа на волнующие бизнесменов вопросы. Хочется, чтобы при принятии решений вникали в самую суть проблемы.
Огромное значение для бизнеса Бурятии, например, имеет регулируемый тариф на электроэнергию на этот год - достижение президента и правительства Бурятии. В то же время хотелось бы знать, будет ли он действовать в следующем году – смысл имеет длительная перспектива – на три и более года. На каком этапе будет введено RAB–регулирование? Предприниматели и промышленники республики ждут также ответа на вопросы, будет ли запрет для крупных предприятий по выходу на свободный оптовый рынок? Как это скажется на качестве поставки и цены тарифа? Только при ответе на них можно будет определять, какие ждать преимущества и доходность или убытки.
СПП ставит перед собой задачу определения общей позиции, поиска нужных аргументов в отстаивании интересов бизнеса. Пока, к сожалению, нет системного мониторинга законодательства Бурятии, города и правоприменительной практики. Это позволило бы формировать позицию СПП на более значимой, обоснованной для бизнеса законодательной основе.
Эффективному и быстрому решению проблем в правительстве Бурятии могут помочь наши совместные усилия. Для целенаправленного развития экономики республики каждый должен выполнять свою часть работы, прислушиваться к мнению других.
- Ваше отношение к Единому Социальному налогу в 34 процента, и как реагируют на него предприниматели, входящие в СПП?
- На развитие бизнеса оказывают влияние и ежегодная инфляция в восемь-девять процентов, и рост процентной ставки рефинансирования, ведущий к росту кредитных ставок коммерческих банков. А также и рост налоговой нагрузки приблизительно на 2,2 процента. На увеличение суммы собираемых налогов направлено решение о значительном, до 34-х процентов (до 2011 года было 14 процентов) увеличении ставки страховых взносов, планируемый комплекс мер по отмене ЕНВД, рассчитанный на два-три года.
Реализация комплекса этих мер может привести к значительному снижению прибыли компаний, уменьшению объемов инвестиционной политики, численности работников, «замораживанию» на имеющемся уровне заработной платы, росту отпускаемых цен на продукцию предприятий с возможным понижением их конкурентоспособности.
В то же время факты говорят о том, что за последние 10 лет ВВП страны вырос на 68 процентов, в то время как промышленное производство - на 47 процентов. Налицо опережающий рост доходов населения по сравнению с ростом производительности труда.
Думаю, не стоит спорить о необходимости программ развития, планируемых за счет этого, социальной поддержки. С другой стороны, считаю, нужно очень осторожно, максимально взвешенно подходить к принятию подобных решений – для не очень еще «взрослого» российского бизнеса все это может стать смертельным.
- Какие еще на ваш взгляд факторы, кроме тарифов на электроэнергию, сдерживают инвестиционную активность бизнеса и вообще рост экономики в Бурятии?
- Это высокие транспортные тарифы на перевозку сырья, материалов, готовой продукции. Кроме того, так называемый байкальский фактор – особый режим пользования природными ресурсами.
Не удовлетворяет промышленников и предпринимателей и существующая в республике система образования. К сожалению, часто учебные заведения республики (как и страны, наверное) до сих пор в своей работе ориентируются на «потребительский спрос» - от незнания или по инерции все еще многие желают учить своих детей на юристов и экономистов. Понимание необходимости переориентации на технические специальности у руководства республики, и у руководства вузов и ссузов есть. Хотелось бы более результативных и быстрых изменений.
Проблема подготовки квалифицированных кадров будет эффективнее решаться, когда четко и ясно будут определены перспективы социально-экономического развития республики. Если республика будет нацелена на развитие машиностроительного комплекса, строительной индустрии, туристической сферы, если регулярно будут появляться новые предприятия такой специализации, новые рабочие места, то родители будут охотно отдавать своих детей учиться этим специальностям. Перестанут «метаться» учебные заведения, распыляясь на обучение непрофильным профессиям. В Бурятии также очень высокий инвестиционный потенциал в освоении полезных ископаемых, развитии инновационных технологий. На развитие этих конкурентных преимуществ республики уже сегодня должна быть настроена и система образования республики.
- Удовлетворены ли вы, как председатель СПП РБ работой депутатов Народного Хурала из числа бизнесменов в плане отстаивания интересов предпринимательства Бурятии?
- Главной задачей бизнесменов – депутатов Народного Хурала как народных избранников при принятии тех или иных решений является достижение оптимального баланса между «зарабатыванием» бизнесом денег и его социальной ответственностью. Думаю, достичь этого баланса может помочь увеличение среди депутатов практиков–промышленников и предпринимателей республики.
- Немного об авиации в приложении к предпринимательству. Считаете ли вы до сих пор малую авиацию (вплоть до частных перевозок бизнесом возможным в Бурятии, и какие факторы сдерживают его развитие?
- В туристско-рекреационной зоне просто должен прижиться авиатуризм. Малая авиация может помочь и развитию народного хозяйства, и развитию коммерческих перевозок. Перспективы сектора огромны, этот сегмент, несомненно, будет постепенно развиваться.
Развитие малой авиации в общегосударственном масштабе признано в настоящее время перспективным направлением. Вносятся изменения в Воздушный кодекс, разрабатываются подзаконные акты и нормативные документы, например, федеральные целевые программы по развитию малой авиации, сети аэропортов и аэродромных площадок. С первого ноября 2010 года сделан большой шаг - в России введены новые правила регулирования полетов малой авиации, вводящие уведомительный порядок вылета частных самолетов вместо разрешительного. Пока существует еще много проблем, которые решаются в настоящее время - от создания самолетов и вертолетов, обучения пилотов до налоговой нагрузки аэропортов.
Несколько программ, касающихся развития малой авиации, приняты и в рамках форума «Сибирское соглашение». Уверен, за ней, особенно в масштабах нашей страны, будущее.
- Леонид Яковлевич, президент Бурятии охарактеризовал взаимоотношения республиканской власти и Союза промышленников и предпринимателей РБ так: «Мы достаточно плотно работали». Какие еще резервы Вы видите в более тесной работе с властью? И удовлетворены ли вы скоростью и эффективностью работы с предложениями СПП в правительстве Бурятии?
- Союз промышленников и предпринимателей – добровольная общественная организация. Она существует на основе взаимодействия тех, кто готов зарабатывать для себя и для республики собственным трудом. Члены СПП участвуют в работе порядка 30-ти различных комиссий, Советов и других рабочих групп всех уровней власти. Только за прошедший год было принято участие в 170-ти заседаниях. Можно долго перечислять вопросы, решаемые при помощи промышленников и предпринимателей: это и оптимизация ценовой политики в республике, налогообложения, тарифов естественных монополий, проблемы образования, обеспеченности кадрами, поиск компромисса с профсоюзами.
Существующий на сегодня опыт взаимоотношений с органами власти показывает, что предварительное обсуждение, выявление огрехов в документации, внесение поправок в проекты законов Бурятии и другие нормативно–правовые акты, программы социально–экономического развития республики ведет к более эффективным результатам. Тем не менее, до сих пор имеются случаи, когда решения принимаются даже без формального обсуждения, и это, думаю, наша совместная недоработка.
Конечно, хочется еще большего внимания к нашим проблемам, ответа на волнующие бизнесменов вопросы. Хочется, чтобы при принятии решений вникали в самую суть проблемы.
Огромное значение для бизнеса Бурятии, например, имеет регулируемый тариф на электроэнергию на этот год - достижение президента и правительства Бурятии. В то же время хотелось бы знать, будет ли он действовать в следующем году – смысл имеет длительная перспектива – на три и более года. На каком этапе будет введено RAB–регулирование? Предприниматели и промышленники республики ждут также ответа на вопросы, будет ли запрет для крупных предприятий по выходу на свободный оптовый рынок? Как это скажется на качестве поставки и цены тарифа? Только при ответе на них можно будет определять, какие ждать преимущества и доходность или убытки.
СПП ставит перед собой задачу определения общей позиции, поиска нужных аргументов в отстаивании интересов бизнеса. Пока, к сожалению, нет системного мониторинга законодательства Бурятии, города и правоприменительной практики. Это позволило бы формировать позицию СПП на более значимой, обоснованной для бизнеса законодательной основе.
Эффективному и быстрому решению проблем в правительстве Бурятии могут помочь наши совместные усилия. Для целенаправленного развития экономики республики каждый должен выполнять свою часть работы, прислушиваться к мнению других.
- Ваше отношение к Единому Социальному налогу в 34 процента, и как реагируют на него предприниматели, входящие в СПП?
- На развитие бизнеса оказывают влияние и ежегодная инфляция в восемь-девять процентов, и рост процентной ставки рефинансирования, ведущий к росту кредитных ставок коммерческих банков. А также и рост налоговой нагрузки приблизительно на 2,2 процента. На увеличение суммы собираемых налогов направлено решение о значительном, до 34-х процентов (до 2011 года было 14 процентов) увеличении ставки страховых взносов, планируемый комплекс мер по отмене ЕНВД, рассчитанный на два-три года.
Реализация комплекса этих мер может привести к значительному снижению прибыли компаний, уменьшению объемов инвестиционной политики, численности работников, «замораживанию» на имеющемся уровне заработной платы, росту отпускаемых цен на продукцию предприятий с возможным понижением их конкурентоспособности.
В то же время факты говорят о том, что за последние 10 лет ВВП страны вырос на 68 процентов, в то время как промышленное производство - на 47 процентов. Налицо опережающий рост доходов населения по сравнению с ростом производительности труда.
Думаю, не стоит спорить о необходимости программ развития, планируемых за счет этого, социальной поддержки. С другой стороны, считаю, нужно очень осторожно, максимально взвешенно подходить к принятию подобных решений – для не очень еще «взрослого» российского бизнеса все это может стать смертельным.
- Какие еще на ваш взгляд факторы, кроме тарифов на электроэнергию, сдерживают инвестиционную активность бизнеса и вообще рост экономики в Бурятии?
- Это высокие транспортные тарифы на перевозку сырья, материалов, готовой продукции. Кроме того, так называемый байкальский фактор – особый режим пользования природными ресурсами.
Не удовлетворяет промышленников и предпринимателей и существующая в республике система образования. К сожалению, часто учебные заведения республики (как и страны, наверное) до сих пор в своей работе ориентируются на «потребительский спрос» - от незнания или по инерции все еще многие желают учить своих детей на юристов и экономистов. Понимание необходимости переориентации на технические специальности у руководства республики, и у руководства вузов и ссузов есть. Хотелось бы более результативных и быстрых изменений.
Проблема подготовки квалифицированных кадров будет эффективнее решаться, когда четко и ясно будут определены перспективы социально-экономического развития республики. Если республика будет нацелена на развитие машиностроительного комплекса, строительной индустрии, туристической сферы, если регулярно будут появляться новые предприятия такой специализации, новые рабочие места, то родители будут охотно отдавать своих детей учиться этим специальностям. Перестанут «метаться» учебные заведения, распыляясь на обучение непрофильным профессиям. В Бурятии также очень высокий инвестиционный потенциал в освоении полезных ископаемых, развитии инновационных технологий. На развитие этих конкурентных преимуществ республики уже сегодня должна быть настроена и система образования республики.
- Удовлетворены ли вы, как председатель СПП РБ работой депутатов Народного Хурала из числа бизнесменов в плане отстаивания интересов предпринимательства Бурятии?
- Главной задачей бизнесменов – депутатов Народного Хурала как народных избранников при принятии тех или иных решений является достижение оптимального баланса между «зарабатыванием» бизнесом денег и его социальной ответственностью. Думаю, достичь этого баланса может помочь увеличение среди депутатов практиков–промышленников и предпринимателей республики.
- Немного об авиации в приложении к предпринимательству. Считаете ли вы до сих пор малую авиацию (вплоть до частных перевозок бизнесом возможным в Бурятии, и какие факторы сдерживают его развитие?
- В туристско-рекреационной зоне просто должен прижиться авиатуризм. Малая авиация может помочь и развитию народного хозяйства, и развитию коммерческих перевозок. Перспективы сектора огромны, этот сегмент, несомненно, будет постепенно развиваться.
Развитие малой авиации в общегосударственном масштабе признано в настоящее время перспективным направлением. Вносятся изменения в Воздушный кодекс, разрабатываются подзаконные акты и нормативные документы, например, федеральные целевые программы по развитию малой авиации, сети аэропортов и аэродромных площадок. С первого ноября 2010 года сделан большой шаг - в России введены новые правила регулирования полетов малой авиации, вводящие уведомительный порядок вылета частных самолетов вместо разрешительного. Пока существует еще много проблем, которые решаются в настоящее время - от создания самолетов и вертолетов, обучения пилотов до налоговой нагрузки аэропортов.
Несколько программ, касающихся развития малой авиации, приняты и в рамках форума «Сибирское соглашение». Уверен, за ней, особенно в масштабах нашей страны, будущее.