Далай лама дал пресс-конференцию для российских СМИ. Он рассказал о том, когда состоится его визит в Россию, каким образом может развиваться буддизм в нашей стране, а также заявил, что реинкарнация Далай-ламы может появиться в российской буддийской республике
- В Российской Федерации есть буддийские сообщества, буддийские республики: Тува, Калмыкия и Бурятия. Проживающие там буддисты веками следовали тибетской форме буддизма. Когда я был молод, когда был еще подростком, среди выдающихся ученых-философов [того времени] один был родом из Калмыкии, несколько из Бурятии и, разумеется, из Монголии. Я помню, во времена моей молодости у нас было 20-30 достойных ученых-философов из этих краев. Так что, традиционно нас связывали очень тесные узы, - заявил Далай-лама.
Ваше Святейшество, что, по-вашему, является причиной невозможности вашего визита в Россию? И что должно произойти, чтобы он все-таки состоялся?
- В 1979-м это была еще Советская эпоха мне представилась возможность посетить Советский Союз, провести несколько дней в Москве и встретиться с Патриархом Всея Руси Пименом. Затем, во времена Ельцина, я приезжал еще несколько раз. Но в последние годы даже краткий транзитный визит сопряжен с трудностями. Этот вопрос вы, пожалуйста, адресуйте российскому правительству.
Если российское правительство скажет: «Да», то я готов приехать. Многие буддисты, проживающие в России, постоянно просят меня: «Пожалуйста, приезжайте». Вот и Тэло Тулку Ринпоче постоянно упоминает об этом желании, а теперь еще и сами русские, такие как вы, начинают проявлять искренний интерес к тибетской культуре и тибетскому буддизму. Я бы с большим удовольствием встретился с этими людьми и поделился с ними своими мыслями.
Россия очень важное государство, мост между Европой и Азией. Это великая страна. И в силу того что Россия обладает богатыми природными ресурсами, в будущем она сможет сыграть важную роль на планете.
Но сегодня в России наблюдается рост коррупции. Так ведь? А значит, вам нужно укреплять самодисциплину.
Итак, я бы с большим удовольствием приехал в Россию, встретился со своими старыми друзьями, а также с новыми друзьями. Но пока Москва не зажжет зеленый свет, (визит не состоится…)
Ваше Святейшество, чем важны встречи с российскими буддистами для вас?
- Для меня… Я буддист и ношу имя Далай ламы. Само слово «Далай» происходит из монгольского языка. Так что, у меня особая связь с монголами. Мы поддерживали связи веками, а в веке 20-м, несмотря на колоссальные испытания, выпавшие на их долю, они сумели сохранить буддийскую традицию, а потому мой долг служить им всеми силами.
Из Монголии у нас обучается 240 человек, из Бурятии 120, из Тувы 17. Из гималайского региона, монахов с индийским гражданством у нас около пяти тысяч. Все они учатся в монастырских институтах тибетского сообщества беженцев.
Традиционно монахи из этих регионов приходили на обучение в Тибет, а сейчас они приезжают в Индию и учатся в монастырских институтах тибетского сообщества, а также в некоторых других учебных заведениях. Учатся у нас и корейцы, и китайцы, и японцы. Есть даже американцы. Традиционно в этих институтах царила в подлинном смысле «интернациональная» атмосфера.
Я из Бурятии, и у меня два вопроса. Во-первых, кто для вас учитель? И второй: для буддистов Бурятии вы являетесь учителем, для многих, по крайней мере. Но, как уже говорилось, приехать в Россию, а тем более в Бурятию для вас невозможно. Может ли буддизм развиваться в Бурятии самостоятельно?
- Конечно. Я только что упомянул, что 120 учеников из Бурятии уже проходят обучение в наших монастырях. Некоторые из них учатся уже по 15-16 лет, они вплотную подошли к выпускным экзаменам на звание геше (доктора буддийской философии).
Возьмем пример с Ладаком. 20-30 монахов из Ладака уже завершили свое обучение и теперь служат буддийской Дхарме, а также занимаются социальной работой у себя на родине в Ладаке и по всему гималайскому региону. Выходцы из этих мест, отучившиеся по несколько лет в тибетских институтах, завершив учебу, возвращаются. Кто-то из них остается, а кто-то возвращается к себе на родину. Они открывают школы и повышают уровень знаний в собственных монастырях. Всеми силами служат родной земле.
Так и ваши ученики, завершив учебу в тибетских монастырях, они вернутся на родину и будут служить буддийской Дхарме. Вполне логично.
Я бы хотела спросить про немного отдаленное будущее, про вашу следующую реинкарнацию. Где она может быть? Будет ли она в Тибете или в Индии? В каком статусе вы в результате можете оказаться, ведь Тибет, скорее всего, будет уже совсем другой страной с парламентом, демократией… Придется ли все это обратно менять? И не задумывались ли вы о том, чтобы реинкарнироваться в женщину?
Как я упоминал выше, я уже наполовину в отставке. На протяжении последних четырех столетий Далай-лама являлся главой как духовной, так и светской власти. Однако эта традиция уже прекратила свое существование. Еще в 1969 году я официально, публично, прилюдно заявил: продолжит свое существование институт Далай-ламы или нет, решать тибетскому народу. Этот институт не имеет большого значения.
Тибетский буддизм ведет свою историю с восьмого столетия, а институт Далай ламы существует лишь последние 600 лет и из них лишь в последние четыре столетия стоит во главе и политической, и духовной власти. Некоторые люди, включая россиян, считают, что институт Далай-ламы имеет жизненно важное значение для развития тибетского буддизма. Это неверно! Из своего невежества вы так говорите.
Люди, причастные к обсуждению этой темы, а именно тибетцы, монголы и в том числе российские буддисты, а также жители гималайского региона если большинство из этих буддистов скажут, что институт Далай ламы более не актуален, то он прекратит свое существование. Но если большинство из них выскажется в пользу сохранения этого института, тогда случится следующая реинкарнация или будет назначен преемник этого института. Здесь мы открыты: можем воспользоваться как традиционными, так и новыми методами.
Много лет прошло с тех пор, как я четко заявил, что есть разные варианты решения этого вопроса.
И еще, лет 15-20 тому назад журналистка из одного женского журнала (кажется, это было в Париже) брала у меня интервью. И поскольку журнал был женским, то она спросила меня, может ли Далай лама в будущем воплотиться в женском теле. И я ответил: «О да! Очень даже может!»
Если Далай лама в женском теле окажется полезнее для буддийской Дхармы и для определенного круга людей, то почему бы и нет? Придет Далай лама-женщина!
Если сохранится сегодняшнее положение дел, и мы останемся беженцами, то, по логике вещей, сама цель реинкарнации состоит в продолжении исполнения начатого, но не еще законченного дела. 14-й Далай-лама уходит в изгнание, становится беженцем и затем умирает. А значит, моя следующая реинкарнация должна будет продолжить решать поставленную мною задачу. Если следовать этой логике, то, конечно, следующая реинкарнация Далай ламы должна появиться в свободной стране. Скорее всего, в Индии или в какой-нибудь из российских буддийских республик, сообщает пресс-служба фонда «Сохраним Тибет!».
- В Российской Федерации есть буддийские сообщества, буддийские республики: Тува, Калмыкия и Бурятия. Проживающие там буддисты веками следовали тибетской форме буддизма. Когда я был молод, когда был еще подростком, среди выдающихся ученых-философов [того времени] один был родом из Калмыкии, несколько из Бурятии и, разумеется, из Монголии. Я помню, во времена моей молодости у нас было 20-30 достойных ученых-философов из этих краев. Так что, традиционно нас связывали очень тесные узы, - заявил Далай-лама.
Ваше Святейшество, что, по-вашему, является причиной невозможности вашего визита в Россию? И что должно произойти, чтобы он все-таки состоялся?
- В 1979-м это была еще Советская эпоха мне представилась возможность посетить Советский Союз, провести несколько дней в Москве и встретиться с Патриархом Всея Руси Пименом. Затем, во времена Ельцина, я приезжал еще несколько раз. Но в последние годы даже краткий транзитный визит сопряжен с трудностями. Этот вопрос вы, пожалуйста, адресуйте российскому правительству.
Если российское правительство скажет: «Да», то я готов приехать. Многие буддисты, проживающие в России, постоянно просят меня: «Пожалуйста, приезжайте». Вот и Тэло Тулку Ринпоче постоянно упоминает об этом желании, а теперь еще и сами русские, такие как вы, начинают проявлять искренний интерес к тибетской культуре и тибетскому буддизму. Я бы с большим удовольствием встретился с этими людьми и поделился с ними своими мыслями.
Россия очень важное государство, мост между Европой и Азией. Это великая страна. И в силу того что Россия обладает богатыми природными ресурсами, в будущем она сможет сыграть важную роль на планете.
Но сегодня в России наблюдается рост коррупции. Так ведь? А значит, вам нужно укреплять самодисциплину.
Итак, я бы с большим удовольствием приехал в Россию, встретился со своими старыми друзьями, а также с новыми друзьями. Но пока Москва не зажжет зеленый свет, (визит не состоится…)
Ваше Святейшество, чем важны встречи с российскими буддистами для вас?
- Для меня… Я буддист и ношу имя Далай ламы. Само слово «Далай» происходит из монгольского языка. Так что, у меня особая связь с монголами. Мы поддерживали связи веками, а в веке 20-м, несмотря на колоссальные испытания, выпавшие на их долю, они сумели сохранить буддийскую традицию, а потому мой долг служить им всеми силами.
Из Монголии у нас обучается 240 человек, из Бурятии 120, из Тувы 17. Из гималайского региона, монахов с индийским гражданством у нас около пяти тысяч. Все они учатся в монастырских институтах тибетского сообщества беженцев.
Традиционно монахи из этих регионов приходили на обучение в Тибет, а сейчас они приезжают в Индию и учатся в монастырских институтах тибетского сообщества, а также в некоторых других учебных заведениях. Учатся у нас и корейцы, и китайцы, и японцы. Есть даже американцы. Традиционно в этих институтах царила в подлинном смысле «интернациональная» атмосфера.
Я из Бурятии, и у меня два вопроса. Во-первых, кто для вас учитель? И второй: для буддистов Бурятии вы являетесь учителем, для многих, по крайней мере. Но, как уже говорилось, приехать в Россию, а тем более в Бурятию для вас невозможно. Может ли буддизм развиваться в Бурятии самостоятельно?
- Конечно. Я только что упомянул, что 120 учеников из Бурятии уже проходят обучение в наших монастырях. Некоторые из них учатся уже по 15-16 лет, они вплотную подошли к выпускным экзаменам на звание геше (доктора буддийской философии).
Возьмем пример с Ладаком. 20-30 монахов из Ладака уже завершили свое обучение и теперь служат буддийской Дхарме, а также занимаются социальной работой у себя на родине в Ладаке и по всему гималайскому региону. Выходцы из этих мест, отучившиеся по несколько лет в тибетских институтах, завершив учебу, возвращаются. Кто-то из них остается, а кто-то возвращается к себе на родину. Они открывают школы и повышают уровень знаний в собственных монастырях. Всеми силами служат родной земле.
Так и ваши ученики, завершив учебу в тибетских монастырях, они вернутся на родину и будут служить буддийской Дхарме. Вполне логично.
Я бы хотела спросить про немного отдаленное будущее, про вашу следующую реинкарнацию. Где она может быть? Будет ли она в Тибете или в Индии? В каком статусе вы в результате можете оказаться, ведь Тибет, скорее всего, будет уже совсем другой страной с парламентом, демократией… Придется ли все это обратно менять? И не задумывались ли вы о том, чтобы реинкарнироваться в женщину?
Как я упоминал выше, я уже наполовину в отставке. На протяжении последних четырех столетий Далай-лама являлся главой как духовной, так и светской власти. Однако эта традиция уже прекратила свое существование. Еще в 1969 году я официально, публично, прилюдно заявил: продолжит свое существование институт Далай-ламы или нет, решать тибетскому народу. Этот институт не имеет большого значения.
Тибетский буддизм ведет свою историю с восьмого столетия, а институт Далай ламы существует лишь последние 600 лет и из них лишь в последние четыре столетия стоит во главе и политической, и духовной власти. Некоторые люди, включая россиян, считают, что институт Далай-ламы имеет жизненно важное значение для развития тибетского буддизма. Это неверно! Из своего невежества вы так говорите.
Люди, причастные к обсуждению этой темы, а именно тибетцы, монголы и в том числе российские буддисты, а также жители гималайского региона если большинство из этих буддистов скажут, что институт Далай ламы более не актуален, то он прекратит свое существование. Но если большинство из них выскажется в пользу сохранения этого института, тогда случится следующая реинкарнация или будет назначен преемник этого института. Здесь мы открыты: можем воспользоваться как традиционными, так и новыми методами.
Много лет прошло с тех пор, как я четко заявил, что есть разные варианты решения этого вопроса.
И еще, лет 15-20 тому назад журналистка из одного женского журнала (кажется, это было в Париже) брала у меня интервью. И поскольку журнал был женским, то она спросила меня, может ли Далай лама в будущем воплотиться в женском теле. И я ответил: «О да! Очень даже может!»
Если Далай лама в женском теле окажется полезнее для буддийской Дхармы и для определенного круга людей, то почему бы и нет? Придет Далай лама-женщина!
Если сохранится сегодняшнее положение дел, и мы останемся беженцами, то, по логике вещей, сама цель реинкарнации состоит в продолжении исполнения начатого, но не еще законченного дела. 14-й Далай-лама уходит в изгнание, становится беженцем и затем умирает. А значит, моя следующая реинкарнация должна будет продолжить решать поставленную мною задачу. Если следовать этой логике, то, конечно, следующая реинкарнация Далай ламы должна появиться в свободной стране. Скорее всего, в Индии или в какой-нибудь из российских буддийских республик, сообщает пресс-служба фонда «Сохраним Тибет!».