23 ноября

22 ноября

Популярное

Булат Столяров: Проект «20 агломераций» бессмыслен, пока у регионов нет полномочий

Булат Столяров: Проект «20 агломераций» бессмыслен, пока у регионов нет полномочий
«Байкал-Daily» уже сообщал о проекте новой региональной политики, которую Дмитрий Медведев может предложить уже во время своего обращения к Федеральному Собранию

Согласно этому проекту, россияне будут жить не в 83-х регионах, как сейчас, а в 20-ти агломерациях вокруг крупных городов, где концентрируются ресурсы. Директор «Института региональной политики» Булат Столяров отнесся к этой идее весьма скептически 

– Булат, насколько эффективной вы считаете ту модель агломераций, которую, как сообщается, может предложить Медведев в качестве нового формата региональной политики? 

– Нынешние сообщения, в которых содержится информация о медведевских инициативах по поводу создания 20-ти агломераций, написаны настолько небрежно, что непонятно даже, планируется ли изменить административно-территориальное устройство. 

Вообще, любые разговоры об изменении административного деления – это попытка подменить ту работу, которую надо делать, той работой, которую делать не надо, но удобно. Правительство сконцентрировало все финансовые и политические полномочия на уровне федерального центра, полагая, что там сидят намного более компетентные люди, которые способны обеспечить грамотное территориальное развитие. Вся эта история провалилась, потому что исчез субъект для территориального развития. 

В такой большой стране, как Россия, субъектом территориального развития может быть только оснащенный деньгами, ресурсами и полномочиями регион. Вместо того, чтобы признать, что на федеральном уровне не работает организация территориального развития, и вернуть на уровень регионов полномочия, власти рождают самые разные фантазии и подменяют понятия. 

– Когда вы говорите о ресурсах и полномочиях, вы имеете в виду политические или экономические полномочия? 

– Инструментарий можно обсуждать отдельно, когда решены политические вопросы. Если не можете сделать что-то в политике – дайте хотя бы административно-хозяйственные полномочия и деньги. Замена федерального НДС на региональный налог с продаж – это было бы уже неплохо. 

– Сейчас больше половины налогов, собираемых в регионах, идет в федеральный центр… 

– Да намного больше! Зависимость регионов настолько высока, что любой вопрос в стиле «как починить забор» или «вынести мусор» адресуется сразу Кудрину. В результате регионов-доноров с каждым годом становится все меньше, сейчас их уже, кажется, и десятка не набирается. Все остальные финансируют свои нужды за счет федеральных трансфертов. И тут уже не важно, с каких вопросов начинать, с политических или экономических, но что-то надо делать. Централизовав столько полномочий на верхнем уровне, федерация не смогла ими правильно воспользоваться. Все задачи, за которые она бралась на территориальном уровне, все коллапсировало. 

Но поскольку возвращение полномочий видится истеблишменту невозможным политически, начинается выдумывание симулякров. Раз, рассуждают они, мы все равно будем решать все на федеральном уровне, нужно, чтобы ситуация как-то поддавалась управлению. Тогда надо превратить 85 регионов в семь округов. Разумеется, ни хрена не получается, потому что сама модель ошибочна. Теперь они говорят: «Че-то семь округов не летает, давайте сделаем 20 агломераций». Это полная чушь и ужас. Невозможно «родить» субъект территориального развития, не наделив его свободой и ответственностью. 

– А как быть с Китаем, который тоже довольно централизован? 

– Не очень подходящий пример. Во-первых, степень централизации Китая преувеличена, а во-вторых, это совершенно иной менталитет. Все, что у них является предметом религиозного почитания, у нас является предметом столь же религиозного нигилизма. 

– Если говорить конкретно о моногородах, которые предлагается не развивать, а расселять, – эта проблема решаема? 

– Вот тут как раз китайский опыт мог бы пригодиться, потому что это конкретная и довольно простая, с точки зрения менеджмента, задача. Не имеет смысла морозить людей в моногородах, надо подготовить 12–15 наших крупнейших городов к новой волне экстенсивного роста, это вполне реализуемо и в нынешней системе. Как и в КНР, это должен быть хорошо продуманный проект на несколько лет, с привлечением международных консорциумов. 

– А по карману ли это расселение? 

– Я исхожу из того, что люди из моногородов переедут сами, вопрос только в том, будут ли они где-то ютится в плохих условиях или же станут двигателем экономического роста. Так или иначе, но две трети моногородов обречены на сворачивание в течение ближайших 20–30 лет. 

– А государство имеет представление об этой неизбежности, вы нередко общаетесь с чиновниками по вопросам этого рода… 

– Вы знаете, по моему опыту, в отношении этих чиновниками словосочетание «имеют представление» звучит, как оксюморон. Я не знаю, о чем они вообще имеют представление. 

– Вас, а точнее – экспертное сообщество – не привлекают к обсуждению этих вопросов? 

– Ну как, привлекают, мы везде члены экспертных советов, задают вопросы, слушают, а потом все равно ничего не делают. Так что, пока жареный петух не клюнет… 

«Slon.ru» 

Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

Бурятия находится на четвёртом месте по долгосрочным сбережениям в ДФО
По данным центрального банка Российской Федерации на начало ноября жители Бурятии внесли на счета по договорам Программы долгосрочных сбережений (ПДС) 217 млн рублей
Из Бурятии в Китай экспортировали почти 2 тысячи тонн рапсового масла
Об этом сообщили в управлении Россельхознадзора
В Бурятии завершена реконструкция грузового терминала в Наушках
Проведённая модернизация позволит повысить производительность терминала
В Бурятии обнародовали самые «дорогие» вакансии для вахтовиков
В Бурятии обнародовали самые «дорогие» вакансии для вахтовиков
В Бурятии введут запрет на майнинг осенью и зимой
Соответствующее решение приняло правительство России
В Бурятии в первом чтении утвердили дефицитный бюджет на новый год
В 2025-ом республиканская казна недосчитается 5 с лишним миллиардов рублей
Стало известно, на какие вакансии «охотятся» в Бурятии
Жители республики рвутся работать тестировщиками, менеджерами и режиссёрами
Эксперты рассказали, сколько жителей Бурятии получают по 100 тысяч в месяц
Такими зарплатами могут похвастаться почти 12% трудящихся
Жители Бурятии вложили в Программу долгосрочных сбережений более 150 млн рублей
Особенность программы - софинансирование государства
Бурятия начинает подготовку к юбилейному ВЭФ
Форум пройдёт 3-6 сентября 2025 года
Промышленности Бурятии устроят «цифровую прокачку»
Для повышения эффективности поищут конкретные цифровые решения
В Бурятии заметно поубавилось безработных
За месяц их стало меньше аж на 600
17.11.2010 20:48:21

В "лихие" 90-е годы мы уже по горло нахлебались ситуацией, когда регионы имели столько полномочий и "суверенитета", сколько они "могут переварить" (так Ельцин выражался). Что, хорошо и богато россияне жили тогда? Автор сам себе противоречит. Он пишет: "В такой большой стране, как Россия, субъектом территориального развития может быть только оснащенный деньгами, ресурсами и полномочиями регион". Нефти и газа в Бурятии нет, республика никогда не была экономически самодостаточным субъектом федерации. Всегда мы жили на дотации из федерального бюджета. Так вот, видимо, осознав, неэффективность и ненужность такого количества регионов, федеральная власть и предложила идею 20  агломераций, 20 экономически самодостаточных, способных себя прокормить без подачек сверху территорий.
^