О работе ТГК-14, «Улан-Удэ Энерго» и «Водоканала», о том, как сделать столицу Бурятии привлекательной для туристов и инвесторов, и о том, какая борьба развернется за главные городские кресла «Байкал-Daily» рассказал мэр Улан-Удэ Геннадий Айдаев
- В последнее время много говорилось о работе ТГК-14 в Улан-Удэ. Как бы вы охарактеризовали работу других стратегических предприятий города – «Улан-Удэ Энерго» и «Водоканал»?
- Сначала несколько слов о ТГК-14, чтобы обозначить нашу позицию. На недавней пресс-конференции был задан вопрос – нельзя ли городу поменять ТГК-14 на другого поставщика? Этого сделать нельзя. ТГК-14 – собственник наших ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, как его поменяешь? Я бы не сказал, что мы всем довольны в плане сотрудничества, но деловые отношения установлены.
Естественно, у энергетиков есть вопросы по неплатежам за свои услуги. Город за свои бюджетные организации рассчитывается полностью, у нас нет долгов перед ТГК-14, а население платит плохо – это действительно так. После поручения президента России по проверке обоснованности тарифов все почему-то подумали, что тарифы будут снижены и в последнее время платить почти совсем перестали, процентов 20 только платит вовремя. Это тоже негативно сказалось на деятельности ТГК-14, но, тем не менее, энергетики работают, генеральный директор ТГК-14 подтвердил, что ввод пятого котлоагрегата и седьмой турбины на ТЭЦ- 1 состоится в конце декабря нынешнего года. В связи с этим у нас прибавилось уверенности, что Улан-Удэ перезимует нормально.
Что касается «Улан-Удэ Энерго», это совместное с МРСК Сибири предприятие работает стабильно, у нас наработанные связи. Мне нравится подход МРСК, направленный на инвестиции в воспроизводство сетей и подстанций. В этой сфере у нас сильно голова не болит, огромный потенциал МРСК и «Бурятэнерго» позволит справиться с любой ситуацией. В процессе решения находится вопрос передачи Иволгинских районных электрических сетей и центральных электрических сетей – это энергоснабжение Тулунжи, Горького и кварталов в ведение «Улан-Удэ Энерго». Я думаю, к началу отопительного сезона это будет сделано, для того чтобы мы могли быстро реагировать на нештатные ситуации и ни от кого в этом вопросе не зависеть.
В центральной части города ощущается нехватка мощности. Сейчас мы совместно с «Бурятэнерго» и «Улан-Удэ Энерго» решаем вопрос о переброске избытка электроэнергии с подстанции «Теплоприбор» и запуске новой подстанции «Горсад». Таким образом, около четырех мегаватт будут перераспределены для нужд центра города. А от этого напрямую зависит успешность работы торговых, развлекательных, деловых и спортивных объектов, которые находятся в центре Улан-Удэ.
С «Водоканалом» вопрос намного сложнее. Предприятие долго лихорадило, оно постоянно находилось на грани банкротства. Мы приняли решение акционировать «Водоканал». МУП «Водоканал» в настоящее время готовится к преобразованию в акционерное общество. Акционирование – единственный способ привлечь в эту отрасль серьезные инвестиции, необходимые для реконструкции существующих сетей водоснабжения и канализации, строительства новых. Этот процесс уже запущен и к октябрю мы должны выйти на финишную прямую. Это будет 100-процентная муниципальная собственность. Затем, в ходе конкурса определится компания с наиболее интересными инвестиционными предложениями, которой мы отдадим «Водоканал» в долгосрочную аренду. Сегодня уже три фирмы изъявили желание поучаствовать в этом проекте.
Что касается нынешнего положения дел, можно сказать, что ситуация на предприятии за последний год стабилизировалась. Сегодня благодаря проведенным мероприятиям по оптимизации расходов и антикризисным мероприятиям на «Водоканале» погашена задолженность по налогам, отсутствует просроченная задолженность по заработной плате работникам предприятия. Был вопрос, почему убыточный «Водоканал» выплачивал своим сотрудникам годовую премию – за какие заслуги? По представлению прокуратуры мы разобрались в этой ситуации и обязательно предпримем меры административного воздействия в отношении директора и ряда других руководителей «Водоканала». Я думаю, после акционирования «Водоканал» войдет в нормальный режим работы.
- Насколько Улан-Удэ концептуально вовлечен в развитие туристической отрасли Бурятии? Сегодня мы часто слышим о «Байкальской гавани» и других объектах туристско-рекреационной зоны, но приезжать и уезжать подавляющее большинство туристов все равно будут через столицу Бурятии.
- Вы правильно рассуждаете, а вот наше минэкономразвития, к сожалению, поначалу не учло тот фактор, что все туристические потоки идут через Улан-Удэ и не включило ни один городской объект в проект федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма Российской Федерации на 2011-2016 годы». Получается, по наметкам минэкономразвития так – туриста хватают с трапа самолета, толкают в автобус и увозят в «Байкальскую гавань». А ведь все гости хотят побывать в Улан-Удэ – город интересен во всех отношениях, у нас 142 объекта культурного наследия. Поэтому пришлось доказывать, лоббировать… В итоге нашими стараниями городские объекты все-таки вошли в программу. Что туда включено?
Самый крупный и привлекательный для инвесторов проект – это рекреационный комплекс Парк-отель «Верхняя Березовка». Он будет состоять из четырех взаимодополняющих друг друга комплексов: всесезонный центр отдыха и развлечений «Адреналин», этнокультурный комплекс «Вся Бурятия», центр делового туризма “Sayen” (Сайен) и улан-удэнский зоопарк как составляющая часть этнографического музея.
Всего будет построено 530 гостиничных мест, создано 438 рабочих мест, привлечено 2,5 миллиарда рублей инвестиций. Это будет современный центр активного отдыха очень высокого уровня.
Надо сказать, что за последний год в Улан-Удэ построено 14 гостиниц общей емкостью около 600 мест. Этого, конечно, мало – нам надо сегодня строить четырех-пятизвездочные гостиницы. У нас есть две четырехзвездочных гостиницы - «Сибирь» и «Байкал плаза», но до европейских четырех звезд им еще далековато.
В составе делегации Тайваня к нам недавно приезжал владелец трех пятизвездочных гостиниц в Сингапуре, Шанхае и Тайбее. Вещи в нашей гостинице им пришлось тащить на себе – нет носильщиков у нас в трехзвездочных гостиницах! Кроме того, гости были разочарованы работой наших официантов – их грубостью и незнанием английского языка. Этот сервис нам надо обязательно подтягивать до мировых стандартов.
На недавней встрече с представителями Маньчжурии мы договорились о том, что они рассмотрят возможность строительства пятизвездочного отеля в Улан-Удэ. В ближайшее время мы ждем инвестора для проработки деталей этого проекта. В конце июля планирую поехать в Маньчжурию, встретиться со строителями, посмотреть их гостиницы, выбрать наиболее интересный для нас вариант.
- Подготовка праздника 350-летия добровольного вхождения Бурятии в состав России проходит в запланированном режиме? Помимо крупных строительных объектов анонсированных республиканской властью, что еще могут увидеть горожане через год?
- Все дороги, элементы благоустройства - эти объекты город и республика финансируют в равных объемах – по 240 миллионов рублей. Кроме того, мы предполагаем открыть в центре города торговую зону, площадь Революции будет полностью отремонтирована, на улице Балтахинова планируем закончить незавершенное строительство кафе, снести в этом году дом по Балтахинова, 36 на рынке и приступить к строительству развязки на пересечении улиц Куйбышева и Балтахинова. К юбилею мы его, к сожалению, не закончим, но важно приступить. Также наша задача – по максимуму сносить аварийные дома в центре города.
Одним из знаковых моментов мы считаем строительство мемориала, посвященного 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав России. Проект-победитель определен, теперь надо найти инвестора. К юбилейной дате хотелось бы завершить и строительство торгового комплекса по улице Ленина и открыть новый автовокзал на набережной Селенги на территории бывшего судостроительного завода.
- Прогнозируете ли вы обострение политической борьбы в Улан- Удэ в силу инициативы по введению должности сити-менеджера?
- Во-первых, в августе у нас пройдут общественные слушания по проекту устава Улан-Удэ. Насколько я знаю, КПРФ и «Справедливая Россия» против введения должности сити-менеджера, они за общенародные выборы. Коммунистов, видимо, подстегнул успех в Иркутске на выборах, но, на мой взгляд, многие не совсем верно понимают ситуацию. Ведь иркутяне в первую очередь голосовали не за представителя КПРФ, а против братчанина. К тому же, нового мэра с натяжкой можно назвать коммунистом – он не член партии. Вот и все. Наши коммунисты думают, что сейчас для них настал благоприятный период, и они, как оппозиционная партия, приобретают все больший вес. Но я на примере Улан-Удэ, этого бы не сказал. Представители КПРФ в Бурятии уже заявили о своих амбициях. Я знаю еще нескольких человек, которые тоже хотят стать или сити-менеджером или мэром Улан-Удэ.
В связи с этим, считаю, что на первом этапе борьба будет идти за то, чтобы устав города принят не был, а в случае, если устав в новой редакции все-таки будет принят – я на это надеюсь, борьба развернется за место председателя городского совета, который и будет мэром и за место сити-менеджера. Кандидатуры сити-менеджера будут представлять на конкурсный отбор президент, мэр и политические партии. В руках сити-менеджера будет сосредоточена вся исполнительная власть в городе.
- Особый статус Улан-Удэ, как столицы Бурятии давно обсуждаем, но пока не находит поддержки у республиканской власти. Какие экономические выгоды сулит этот статус городу? Какова цена вопроса?
- Особый статус Улан-Удэ – это статус столицы. По Улан-Удэ судят о всей республике. Есть республиканский закон и подобные законы есть почти во всех российских субъектах. Через этот закон финансируются столичные функции Улан-Удэ. В связи с этим постоянно будируется вопрос межбюджетных отношений. Вот сейчас председатель горсовета приехал из Якутска – это город с населением 300 тысяч жителей и годовым бюджетом в 6,2 миллиарда рублей. Народу живет меньше, чем в Улан-Удэ, а бюджет больше. В Чите около 340 тысяч жителей, тоже меньше чем в Улан-Удэ, а бюджет шесть миллиардов рублей. Про Иркутск я и не говорю – там бюджет, по-моему, уже под 14 миллиардов. У нас же бюджет – 4,7 миллиарда рублей.
Поэтому сегодня стоит вопрос новой регулировки межбюджетных отношений. На мой взгляд, сегодня не надо ломать существующую систему межбюджетных отношений, а надо сделать так, чтобы Улан-Удэ, как столица, получал средства на выполнение столичных функций в соответствии с законом.
- Спасибо.
Геннадий Айдаев: Я знаю нескольких человек, которые хотят стать сити-менеджером или мэром Улан-Удэ
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.