О правовой культуре граждан России и Китая, о международном сотрудничестве между нашими странами в борьбе с коррупцией, о том, какие меры можно использовать в борьбе с коррупционными преступлениями рассказала в интервью «Байкал Daily» доктор юридических наук, профессор, председатель научно-исследовательского центра российского права Политико-юридического университета КНР госпожа Хуан Даосю
В Бурятии госпожа Даосю приняла участие в работе Третьей международной научно-практической конференции «Государство и правовые системы стран Азиатско- Тихоокеанского региона: перспективы сотрудничества с Российской Федерацией».
- Вчера на пленарном заседании у вас был доклад на тему «Международное сотрудничество в борьбе против коррупции в условиях глобализации». Однако бытует мнение, что коррупция в любом государстве неискоренима. Согласны ли вы с этим утверждением?
- Я думаю и в нашем, и в вашем обществе коррупция – это очень серьезная проблема. Народ, конечно же, этим недоволен. Международное сообщество очень обеспокоено проблемами, порождаемыми коррупцией. Прежде всего, угрозой безопасности, стабильности мирового сообщества, и поэтому после подписания конвенции Китай заключил с 57-ю государствами договор правовой помощи и с 32-мя государствами договор о выдаче преступников… Теперь все больше в субьектах коррупция приобретает международный статус. В нашей стране чиновники-коррупционеры членов своих семей, деньги и имущество отправляют за границу. Сейчас остался один в стране и занимает важную должность и народ с иронией, с ненавистью и гневом называет его «голым» чиновником, то есть у него ничего нет – все за границей.
Борьба с коррупцией, конечно, требует усилий всех стран всего мирового сообщества. Никакая страна отдельно не может разрешить этот вопрос, потому что сейчас в условиях глобализации экономики коррупция тоже осуществляет свою глобализацию. Наши чиновники-коррупционеры убежали за границу, Китай требует их выдачи.
- Какие превентивные меры можно использовать в борьбе с преступлениями коррупционной направленности? Как их предупредить?
- Я думаю, такое может быть только в идеале. У нас, конечно, коммунистическая партия Китая имеет свою дисциплину, административные правила, уголовный кодекс запрещает такие действия, но это все-таки есть. Вы знаете, Китай занимает 79-е место в мире по уровню коррупции, к сожалению. Россия же занимает 146-е.
- С чем, по вашему мнению, связан всплеск преступлений коррупционной направленности в последнее время?
- Я думаю, и у вас, и у нас нехорошо, ненадежно установлен контроль над должностными лицами, над их деятельностью. Конечно, это длительный процесс, мы должны прилагать усилия.
- Оказывают ли влияние на международное сотрудничество в правовой сфере процессы региональной интеграции, охватившие в последнее время АТР?
- Вы знаете, Россия и Китай сейчас обращают очень большое внимание на развитие всестороннего взаимодействия АТР. Раньше Россия считала себя европейским государством, но теперь она осознала, что Россия – это евроазиатская страна и должна сотрудничать с азиатскими странами. Это взаимовыгодное дело и Китай, конечно, тесно сотрудничает с Россией. Наши руководители часто ездят друг к другу. У нас очень стабильное экономическое и политическое сотрудничество.
- На ваш взгляд, на каком уровне находится правовая культура граждан Российской Федерации? И где она выше – в Китае или России?
- Как всем известно, правовая система Китая была построена под влиянием тогдашнего советского права. Можно найти много общего, сходного в наших законодательствах. Но прошло время, Россия и Китай идут по своему пути. И поэтому мы изучаем российское право. И я сама руковожу научно-исследовательским центром российского права. Это единственный в Китае подобный центр. Я сама перевела на китайский язык гражданский, гражданско-процессуальный, уголовно-процессуальный, уголовно-исполнительный, арбитражный, арбитражно-процессуальный кодексы и аналитические монографии, чтобы наши юристы, законодатели, наши должностные лица могли изучать ваше право.
В советское время, с одной стороны, у вас, можно сказать, была совершенная правовая система. С другой стороны, это диктатура. И сейчас еще можно найти следы Советского союза в нашем китайском законодательстве. Конечно, есть и хорошие вещи, и плохие. Мы должны искоренить плохие и бережно сохранить и хорошие традиции, и правовую культуру. К примеру, мой ученик, профессор Ван Чжи Хуа написал и опубликовал статью в вашем известном журнале «Государство и право» в Москве под названием «Влияние советского права на Китай».
- Как вы считаете, насколько важно приведение российского законодательства к международным стандартам?
- Это сложный вопрос… У вас очень хороший гражданский кодекс. У меня защищают диссертации по уголовному праву, иногда они касаются и вашего уголовного права. Если сравнивать законодательные техники, то я думаю, что ваш гражданский кодекс намного лучше. Вы знаете, у вас очень быстро меняется уголовный, уголовно-процессуальный кодекс. Просто я не успеваю за этими изменениями. Я переводила уголовно-процессуальный кодекс три раза. Он быстро меняется, это нехорошо. Законодательные акты нуждаются в стабильности, чтобы все граждане соблюдали их. С другой стороны, это хорошо – мне всегда есть чем заняться.
- Эта научно-практическая конференция проходит уже в третий раз. Скажите, чего удалось добиться за три года и есть ли результаты?
- Конечно. Во-первых, с самой первой конференции я поняла, что Бурятия и ее народ стремятся к возрождению своей нации, своей культуры. Это очень важно. Я понимаю, при Союзе и в первые годы становления Российской Федерации Бурятия не смогла быстро начать развивать свою экономику, культуру. Думаю, это не поздно. Теперь можно догнать, перегнать другие регионы России. Поэтому я желаю процветания Бурятии! Я считаю, очень важно сотрудничать со странами АТР. Мы с вами соседи, нас связывает не только дружба, но и история, которая началась еще 1200 лет тому назад. И поэтому мы имеем все основания развивать наше сотрудничество.
Но есть бюрократические проволочки. На таможенном контроле мы простояли 2,5 часа, затем по ужасной дороге ехали в Улан-Удэ восемь часов. Это очень утомительно. Поэтому вам нужно сделать аэропорт более доступным. Это ведь нетрудно. Насколько я знаю, наши ученые сначала хотят посмотреть Байкал, Бурятию, а затем начать сотрудничество. Бурятии нужна большая открытость. В следующий раз я обязательно привезу ученых из других стран… Я горжусь, что являюсь маленьким мостиком между нашими странами в плане стратегического воздействия. В Китае меня считают первым человеком по изучению российского права. Мне хорошо в России, здесь я окружена теплотой и вниманием, что очень важно. Спасибо.
Хуан Даосю: В вашем обществе коррупция – очень серьезная проблема
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.
Читают сейчас
Экономика, 22.11.2024
По данным центрального банка Российской Федерации на начало ноября жители Бурятии внесли на счета по договорам Программы долгосрочных сбережений (ПДС) 217 млн рублей