Девальвация рубля, скачки на валютном рынке вызвали небывалый ажиотаж у населения. Многие принялись скупать как товары первой необходимости, так и бытовую технику и даже предметы роскоши. Вот с таким всплеском потребительской активности подвело свои итоги Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия. Каким был этот год? Каковы перспективы развития сферы торговли? Будет ли повышение цен? Об этом и многом другом мы поговорили с заместителем министра промышленности и торговли Бурятии Алексеем Антоновичем Оловянниковым
– Алексей Антонович, что сегодня представляет собой торговая сеть Бурятии?
– Если оперировать цифрами, то на сегодня в республике насчитывается 6189 предприятий розничной торговли, в том числе 78 торговых центров, 31 торговый комплекс, 7 розничных рынков, 1032 объекта мелкорозничной сети и 5041 магазинов. Услуги общественного питания оказывают 1127 предприятий. Свою деятельность осуществляет 3280 объектов бытового обслуживания населения. Всего же в отрасли занято почти 65000 человек.
– Назовите, пожалуйста, ключевые итоги этого года?
– В 2014 году появилось 82 торговых объекта, 10 предприятий общественного питания и 17 средств размещения, из них 3 магазина «Титан», 5 магазинов «Абсолют», 2 ТЦ в Кижингинском и Тарбагатайском районах и 1 ТЦ в Кабанском районе. В самом Улан-Удэ открыт дилерский центр Фольцваген. А до конца года откроются еще 3 супермаркета.
Особо хочу отметить, что в уходящем году были открыты крупные продуктовые супермаркеты в Бургузинском, Мухоршибирском, Закаменском, Джидинском, Заиграевском районах, что позволило обеспечить разнообразными товарами жителей сел и поселков и существенно снизить нагрузку на городскую инфраструктуру.
Объем финансовых вложений в сферу торговли, общественного питания и бытовых услуг составил 1315,5 млрд. рублей.
– Чем этот год запомнился особенно?
– Думаю, и со мной многие согласятся, что наиболее интересным и масштабным проектом стала акция «Сделано в Бурятии», организованная совместно с Информационным комитетом Администрации главы РБ. В рамках акции мы провели дни открытых дверей на предприятиях промышленности и торговли, разработали и презентовали знак и варианты оформления для товаров местных производителей. Специальные наклейки уже появились на товарах, в основном это хлеб, мясные и молочные продукты. К эксперименту уже подключились крупные торговые сети, а некоторые производители уже внедрили знак «Сделано на Бурятии» в свою фирменную упаковку.
– Какие еще интересные тенденции развития сферы торговли этого года Вы можете отметить?
– Сегодня активно развивается интернет-торговля. Раньше схема виртуального оформления покупок была в диковинку. Зато теперь люди активно ею пользуются, оценив удобство таких услуг. На данном рынке заметно активизировались местные компании: «Барис», «Уют», «За рулем», «Вегос М» и другие.
Хочу отметить хороший пример реализации социальной политики в сфере торговли, который выражается в создании сети социальных магазинов. По состоянию на 1 октября 2014 года в республике функционирует 81 социальный магазин.
Также в рамках празднования Дня Российского Предпринимательства был проведен второй ежегодный Республиканский «Рестотур-2014» по популярным заведениям общественного питания в Улан-Удэ.
– Пожалуй, самый актуальный вопрос. Как будет развиваться торговля в условиях кризиса?
– В следующем году, как и в этом, думаю, торговле предстоит пройти серьезные испытания. 2014 год показал, что отрасль готова работать в новых экономических реалиях. Полки в магазинах не пустовали. Стоит отметить, что наши торговые сети ведут очень взвешенную и продуманную политику в области цен и товарных запасов. И сегодня между нами существует достаточно высокий уровень взаимодействия, который позволяет не допустить резких скачков цен и ажиотажного спроса.
– Но цены все же поднялись, и камни полетели на торговлю. Что случилось на самом деле?
– Рост цен, который мы наблюдаем, неизбежен. Есть ряд причин. Конечно, это девальвация. К тому же на фоне роста цен на продукты питания, связанного с существенным повышением курса доллара и евро, дефицитом некоторых товаров, которые пришлось компенсировать поставками из Южной Америки, Белоруссии и других стран, поставщики и логисты увеличили цены на свои услуги, поскольку рынок лишился конкуренции из стран Евросоюза.
Торговля на сегодняшний день может регулировать и формировать цены только надбавками. Поверьте, конкуренция в этой сфере такова, что сделать надбавку на продукты питания в 70-100% невозможно. Люди, сориентировавшись, купят ту продукцию, которая ниже по стоимости.
– А как же быть с ажиотажем, тиражированным в СМИ?
– Мы уже обратились в правоохранительные органы Бурятии с просьбой разобраться в этой ситуации. Улан-удэнцы поддались массовой панике и сметали продукты с прилавков в крупных торговых сетях. Поводом для повышенного спроса стала информация о резком повышении цен. Распространителей подобной информации необходимо привлечь к ответственности.
– Минпромторгу пришлось принять на себя последствия удара возросших цен, воевать с ажиотажным спросом. Что предпринимается для оптимизации ситуации?
– Рентабельность в сфере торговли на данный момент не такая большая – 7-12%. Уровень заработной платы у продавцов невысокий. Кадров не хватает. И говорить о том, что торговля начала заниматься какими-то спекуляциями, нет оснований. Не потому, что я сходил и проверил каждый магазин. Ситуация экономически такая, что не могут магазины позволить себе этого, да и сказывается достаточно высокий уровень конкуренции.
Однако в то же время мы не выпускаем ситуацию из-под контроля. На сегодня организован ежедневный оперативный мониторинг и контроль состояния цен на продовольствие, результаты которого отправляются в Министерство промышленности торговли РФ и в Центр специальной связи и информации в Республике Бурятия. В Минпромторге РБ открыт телефон «горячей линии» 44-40-48, по которому можно сообщить о присутствии в магазинах основных продуктов питания, а также о ценах на них.
– А что с остатками товаров на полках, ведь в основном жители предпочитают делать покупки в последние дни перед новогодними праздниками?
– Товарные запасы в крупных розничных сетях соответствуют сезонным колебаниям, потреблению, а также условиям транспортировки и срокам хранения. Запасы позволяют обеспечить бесперебойную работу магазинов с учетом ближайших поставок. Что касается промышленных товаров, то руководители компаний, работающих в Бурятии, переживают не первый кризис и хорошо понимают, что во время падения курса рубля лучше иметь товарные остатки, чем деньги на счетах. Насколько мне известно, в сетях есть запасы по отделочным и стройматериалам, бытовой химии, и т.д.
– Насколько престижно сейчас, на Ваш взгляд, работать в торговле?
– Уровень заработной платы – это то мерило, оглядываясь на которое, общество с уважением относится к той или иной профессии. Понятно, что заработная плата в отрасли несколько ниже средней по республике. Но сегодня большинство торговых предприятий использует самое современное оборудование и является еще и производителем продуктов питания. В таких компаниях и уровень зарплаты высокий, и работать там престижно. Конечно, существует кадровая проблема, так как продавец всегда находится рядом с деньгами. Поэтому профессия, по-своему, сложная.
– К полномочиям Минпромторга относится и осуществление лицензионного контроля над розничной продажей алкогольной продукции. Как обстоят дела в этой области?
– На сегодняшний день в Бурятии действует 1245 лицензий, выданных на розничную продажу алкогольной продукции. Количество торговых объектов составляет 2336. Мы постоянно проводим плановые и внеплановые проверки. Так, за 11 месяцев 2014 года проведено 115 плановых проверок, в ходе которых выявлено 91 нарушение лицензионных требований, и 68 внеплановых, которые выявили нарушения в 60-ти (88%) проверенных организациях.
Совместно с сотрудниками МВД, Управления Роспотребнадзора, Администрации города Улан-Удэ Минпромторгом проводятся контрольные мероприятия по выявлению нарушений требований законодательства о дополнительных ограничениях розничной продажи алкогольной продукции.
Всего за 2014 год специалистами Минпромторга выписано 233 предписаний об устранении нарушений законодательства, приостановлено действие 87 лицензий, 23 лицензии аннулировано по решению суда.
– Какие основные задачи стоит перед комитетом в наступающем году?
– Во-первых, сохранить уже существующую инфраструктуру торговли, общественного питания и бытовых услуг. Во-вторых, продолжить её развитие и создание комфортной среды в данной сфере.
В Бурятии должно появиться больше новых форматов торговли, обеспечивающих потребности всех категорий граждан. В этой области планируется продолжить работу по открытию новых типов магазинов с современными торговыми технологиями, магазинов «шаговой доступности», упорядочению размещения нестационарной торговой сети, созданию дополнительных социальных магазинов, замене существующих киосков на объекты, отвечающие требованиям современной архитектуры, организации фирменной торговли.
Алексей Оловянников: Итоги года, проблемы, перспективы торговой сети Бурятии
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.