Обстоятельства с кадрами в сфере культуры и искусств у нас таковы, что решая вопрос о каком-нибудь назначении, министр культуры, компенсируя крайнюю стесненность в выборе, как правило, принимает очень экстравагантное кадровое решение. Но даже если бы у него была возможность широкого и свободного выбора, при его любви к эффектам, он все равно принял бы самое спорное, но зато по-гусарски эффектное решение, руководствуясь принципом - кто не рискует, тот не пьет шампанского!
Благородный напиток как венец благородного дела – это святое. Вопрос только в том, кто именно, в конце концов, будет пить шампанское? И с кем?
Итак, Сергей Левицкий назначен на роль Мессии. Его удел - вдохнуть веру в уставшие, изверившиеся души актеров ГРДТ, и вывести, погрязшую в грехе уныния, труппу из творческого тупика к свету театральной истины. Говоря прозаически, новый худрук в течение года работы должен сделать из ГРДТ современное по духу и содержанию творческое пространство, органично вписанное в общероссийский театральный контекст.
Левицкий свое предназначение выполнить готов – за несколько дней до официального оглашения его худруком мы встречались, - он полон убедительной веры в себя, чистыми помыслами, и вызывающим уважение, покоем, отсутствием внутренней суеты. Но при всей иконической аскетичности его облика, и возвышенности его целей, чудотворить на регулярной основе у него вряд ли получиться. А придется именно чудотворить. Для того, чтобы достичь желаемого результата необходима тяжелая работа вовсе не чудотворцев, а группы настоящих профессионалов - высокоэффективных антикризисных менеджеров. В общем, нужен административный ресурс. А вот его-то и нет у нового худрука ГРДТ! Совершить прорыв в другое театральное измерение министр улыбчиво предназначил Левицкому в тандеме с прежним директором, чья принципиальная позиция категорического противника и сопротивленца, известна всем.
И точно так же нам всем известно, что с этим административным «ресурсом», любые попытки сделать из ГРДТ театр, за который не стыдно, превращаются в какой-то сериал, одновременно, и абсурдистско-«концептуальный» и трагикомический. Под названием «Прогулки по граблям». На протяжении многих лет в нем разыгрывают только два эпизода – деятельность нового худрука, которому противодействует директор; и сцена увольнения директора с последующим возвращением его в насиженное кресло. Обстоятельства, условия, место действия, массовка, главные действующие лица – все то же. Меняется лишь один персонаж - худрук.
Двоих из них Степанов переиграл, пересидел, и переходил с помощью своих высоких покровителей. Что не помешало председателю СТД РФ А. А. Калягину в конце 13-го года, в о-о-очень гневном письме Наговицыну – по поводу того, что со Степановым не продлили контракт - кроме требований урезонить самоуправного министра культуры, уволившего такого заслуженного, такого замечательного директора, обвинить министра чуть ли не в коррупции! Особую пикантность этой коррупционной «приправе» добавляли как момент появления письма – практически сразу после появления приказа о прекращении контракта со Степановым, так и заступничество за несчастного гонимого высших сил, и светских, и духовных.
Говорят, и в этот раз батюшка проявил участие - помогал директору ГРДТ подыскивать удобного ему худрука… Хотя понятно же, что ни с кем директору ГРДТ не было бы так удобно, как с самим собой! Вот было бы эффектное, так эффектное кадровое решение - назначить директора еще и художественным руководителем. А что? Абсурд надо доводить до его абсурдной точки, и бегом занимать места в партере! И с чистой совестью наблюдать, как Петр Григорьевич Степанов с Петром Григорьевичем Степановым полюбовно водят театр от одной поделки к другой. От вульгарно-грубой «Он, она, окно, покойник» до импотентской «Комнаты невесты». От бессмыслицы к беспомощности. Туда и обратно, туда и обратно… Догулялись бы таким образом до самого дна, конечно, но зато такое решение было бы моральнее, чем повторение неудачного эксперимента с Юмовым - снова выставлять молодого, не обладающего опытом хоть какой-то руководящей работы, режиссера, не защищенного никакими жирными и мохнатыми связями в различных верхах, одиночку, против директора ГРДТ со всеми его «чадами и домочадцами». Понятно, что Левицкий для Степанова - никто, мальчишка, а для министра нечто вроде шарика в игре в рулетку, выиграет – ура, не ошиблись в выборе, не выиграет – да, в общем-то, особо и не надеялись.
Левицкий же в этой гамлетовской ситуации, когда не принять вызов невозможно, а принять, значит, оказаться одному против моря бедствий, исходит из того, что лучше пожалеть о сделанном, чем о несделанном, и прельщается шансом, все же создать ТЕАТР. Театр, принципиально чуждый «покойникам» и «невестам», принципиально художественный, принципиально не коммерческий, принципиально не развлекательный. И чтобы директор ГРДТ не только добровольно поступился единовластием, которое он десятилетиями устанавливал в своем театральном царстве-государстве, но и попустил такие революционные перемены в его театре?! Ни-ког-да! Следовательно, борьбе быть. Но взвешивая силы сторон, следует учесть, что в отличие от первого «дубля» в третьем кое-какие обстоятельства все же изменились.
Во-первых, Левицкий не чужой, не пришлый в этом театре. Он – свой. И степень доверия ему в коллективе ГРДТ гораздо выше, чем двум предыдущим назначенцам министра культуры. Во-вторых, успехом «Фронтовички» он показал актерам, что способен подарить им профессиональное счастье. Следовательно, не так уж молодой худрук и одинок, каким, возможно, кому-то хотелось бы его видеть. В-третьих, он обладает характерной для молодых людей нашего времени способностью существовать не стихийно, а интеллектуально, осознанно – структурировать мысли, замыслы, действия, желания, планы. Полный вариант известной пословицы – один в поле не воин, а путник, замечательно характеризует эту свойственную молодым вариативность мышления, способность изменить взгляд на ситуацию, и, таким образом, подчинить ее своим интересам.
Наконец, в январе 2016 года у директора ГРДТ заканчивается очередной контракт…Правда, скорее всего, мы вновь увидим очередное торжественное водворение директора в его кресло.
Впрочем, было бы глупо демонизировать Степанова. Ну, не одной черной краской он писан, не Кащей Бессмертный он - нет в нем однозначности сказочного злодея. В принципе, злодейства в нем нет. Человек он не злой. Он любопытный, азартный, увлекающийся, легкий на подъем и принятие решения, он умеет и думать, и смиряться, и уступать, и выслушать, и защитить, и проявить справедливость – замечательные качества для того, чтобы вместе с худруком выдернуть театр из застоя! Но ключевое слово здесь – вместе. К сожалению, есть какая-то таинственная, внешняя, или внутренняя – не знаю - но очень не умная сила, просто дурость какая-то(!) которая застит глаза, и заставляет директора ГРДТ воспринимать вот это самое вместе как заговор темных сил против него лично.
Таким образом, шанс войти в историю не столько как заслуженный строитель, но главным образом как создатель, вместе с худруком, в стенах ГРДТ пространства уникальной театральной мысли, Степанов упустил уже 2 раза…
Что ж, «каждый выбирает по себе»…
Вот и худрук РАМТа Алексей Бородин в одном из недавних интервью вспомнил ситуацию, когда он впервые как художник столкнулся с советской идеологическо-функционерской системой и встал перед выбором – как быть, что делать? Между прочим, был он тогда в возрасте Сергея Левицкого. Бородин решил, что в ситуации, когда ты один против машины, давление сильно, а поддержки ждать неоткуда, главная человеческая и профессиональная задача – «…остаться собой. Сохранить себя. Потому что очень легко начать чему-то улыбаться, к кому-то прислушиваться, притвориться всегда можно... И все, ты пропал как художник. … надо брать только профессией, быть профессионально оснащенным. Сохранить себя и остаться профессионалом - две вещи, больше ничего не надо. И юмора не терять».
Ни убавить, ни прибавить.