Для меня жертва СПИДа, с которой столкнулась напрямую – это Света Максимова. Она яркий пример того, что ад на земле существует. Начиная с рождения и до смерти, Света подтверждала это. Счастливые дни в её жизни можно посчитать на пальцах.
Второй повод вспомнить её – это то, что прошло полгода со дня её смерти. Третий повод – это недавний приговор, очередной, за некачественное жилье для детей-сирот в селе Сотниково. И ещё то, что федеральные СМИ и СМИ других регионов продолжают обращаться за информацией по Артему. Всем отвечаю, что обязательно расскажем после того, как решим основные вопросы по нему. А с нашим бюрократизмом и равнодушием некоторых это не быстро делается.
Историю Светы рассказывала много раз. Недавно вышла наша передача «Ваше право» (ТК «Тивиком»), построенная на тексте из СМИ («Номер один»), которым согласилась дать интервью после её смерти. Журналисты этой газеты были первыми, к кому обратилась после знакомства со Светой, и кто помогал нам в этой трагичной истории. Остальным СМИ, даже федеральным и из других регионов, отказала, пообещав после решения вопросов по основным вопросам жизнеустройства Артёма сообщить подробности.
Впервые в истории День памяти жертв от СПИДа был отмечен в 1983 году. На тот момент в мире медицинскими организациями было зарегистрировано лишь несколько тысяч случаев заболевания ВИЧ-инфекцией и о ней практически ничего не было известно. Основная цель заключается в привлечении внимания населения к проблемам распространения данного заболевания. Символ движения - красная лента.
История Светланы Максимовой уникальна и типична одновременно. Не секрет, что подобным образом судьба складывается у многих сирот в нашей стране – страшное детство, букет психологических травм, скитание по спецучреждениям, незнание своих прав. Из последнего пункта вытекают трудности с получением жилья – шокирующие истории с обманом сирот как от мошенников, так и от государственных чиновников встречаются почти во всех регионах страны. Со всем этим в своё время столкнулась и Светлана, но её жизнь выбилась из этого сценария.
Уникальность Светы в том, что она обратила внимание всей страны на самые частые проблемы сирот, рассказав о своей жизни. Некоторые утверждают, что история стала резонансной из-за её сына Артема, но на самом деле многие интересовались именно судьбой девушки. Света выступила на передаче очень откровенно, ведь ей просто хотелось выговориться. Её впервые в жизни слушали, и при этом слушали внимательно, поддерживали. Но полуграмотная девушка вряд ли понимала, что стоит за повышенным вниманием.
Придать огласку этой истории пришлось лишь из-за крайней необходимости. Когда впервые встретилась со Светой, та весила около 40 килограммов, не имела жилья, документов, жила с ребёнком в церкви, находилась в ужасном физическом состоянии. Несмотря на это, она всегда искала подработки, чтобы прокормить сына – то уборщицей, то продавала пирожки, то ездила в тайгу с лесниками собирать шишки. В то время Артём был совсем крохой, и они с мамой были как одно целое.
Это тогда и тронуло нас. Хотя у них не было ни копейки, Света ради Артёма готова была на всё. Мы встретились с ней во время работы по проекту по ресоциализации осуждённых и отбывших наказание. Нас познакомил инспектор уголовно-исполнительной инспекции в Кяхте. Хорошо, что тогда вокруг Светы оказались люди, готовые помочь. Вдобавок, как отмечают почти все врачи, Света оказалась очень «живучая». Нам уже в то время говорили, что она скоро умрёт, но это было лет шесть назад – оттуда началась вся история. Поразилась ещё тогда, что она поехала работать в лес, хотя врачи дали ей срок в два месяца, и на протяжении всех лет Света поражала своей стойкостью. Мы решили рассказать о ней из-за множества проблем – просвет тогда никто не видел, ситуация была безвыходная. Конечно, мы сразу стали решать вопросы по получению ее жилья, и оформлению инвалидности. Но у неё банально не было денег, мы помогали ей небольшими суммами, но это не было решением.
Мы помогли Свете оформить документы, затем через суд добились, чтобы её поставили в очередь на жильё, начали процесс по её лечению и оформлению инвалидности. Если у человека будет рядом сопровождение, как это делается во всех цивилизованных странах, чиновники уже не смогут от него «отмахиваться». Но это только одна из проблем.
Я была критично настроена, когда заголовки СМИ запестрили историей об умирающей женщине, желающей найти семью сыну. Светлана говорила об этом, но она вряд ли была морально готова расстаться с ребёнком при жизни. Такой вывод сложился у меня при общении с ней.
При живой матери искать семью ребёнку... Эта идея изначально была обречена. Когда ей помогали финансово, были очень рады. Но когда нашлись семьи, и ей говорили о вариантах, где и с кем жить, она по-прежнему хотела домой. Я спрашивала на передаче, нельзя ли им просто помочь? И когда она уехала на Алтай с сыном, ребёнок был в приёмной семье, а Света с сестрой жили отдельно, работая на отаре. А потом Артём начал называть чужих родителей мамой и папой – это стало последней каплей для Светы.
Света вернулась домой в Улан-Удэ, тем более на тот момент ей выделили квартиру. Жилёе было пустым, ее начали обустраивать, по принципу «с миру по нитке». Мы благодарны местным СМИ – «Тивиком», «АТВ», «Номер один», «Байкал-Daily», которые помогли провести акции по сбору средств, вещей и мебели. И главное – большая благодарность простым людям, без должностей и больших денег. Многие дарили одежду, технику, мебель, и при этом просили нигде о них не упоминать. На призыв о помощи Свете отозвались даже бывшие заключённые. Одна женщина в возрасте купила Артему дорогую железную дорогу и прослезилась, увидев, что он не может открыть упаковку - на обратной дороге, она сказала, что это свидетельствует, что он впервые получает новую игрушку.
Всё время Свету не забывала вся страна. Однако не всегда это было плюсом для сироты, проявилась и обратная сторона медали. Все просили рассказать, как у неё дела и надеялись, что у неё всё хорошо. Отвечала: «Это не голливудский фильм и не сказка, чтобы все закончилось хэппи-эндом. Надо помнить, что может быть ухудшение». Конечно, мне не понравились ситуации, когда в некоторых местных СМИ появились негативные публикации о её жизни. Снова спрошу – зачем было бить лежачего? Есть простая истина - когда человеку и так уже плохо, зачем добивать? В этом и вся беда, что она не была героиней. Света была простой сиротой, со всеми их проблемами, в том числе психическими и психологическими.
После очередного «разоблачения» некоторые стали критиковать Светлану. Люди будто забыли, что перед ними 35-килограммовая больная СПИДом полуграмотная сирота. Банально, из-за болезни человек постоянно испытывает страшные боли и принимает тонны лекарств, из-за чего может срываться. И она – не исключение. Общалась со Светой тесно все последние годы и знаю, что у неё были срывы, в том числе с алкоголем, но они были единичные. У нас есть благополучные люди с деньгами и образованием, которые срываются по любому поводу. А тут больного человека в сложной ситуации караулили и компрометировали. Один вопрос – зачем?
Несколько человек даже пытались «открывать мне глаза», утверждая, что Светлана манипулирует нами, прибедняется. Отвечала, что давно уже взрослая и неплохо знаю жизнь. На мой взгляд, у неё не было шанса на нормальную жизнь с рождения. Соседи рассказывали, что её часто бил отец – однажды он даже привязал девочку к лошади и погнал лошадь. И то, что сироты пытаются манипулировать – ну, это разве сенсация? Всё прекрасно понимала, но жалела ее.
Наше общество не даёт шанса сиротам, базовых навыков - не учит, как вести себя, как распоряжаться деньгами, не говорит о важности образования. И когда мне говорят, «она была не такая хорошая», никто и не утверждал, что она хорошая. Обычный человек со слабостями.
Из положительных моментов могу отметить, что Света успела немного порадоваться самостоятельной жизни с сыном, хоть и длилось это недолго. Жить она хотела, очень хотела. Помню, как она зашла в новую квартиру и произнесла страшные слова: «Впервые я могу сама решать, куда мне сесть, когда мне есть и спать». Ведь всю жизнь она жила по указке, жила, из милости. Все вокруг только и говорили, что она должна делать, кого благодарить и как жить.
У девушки в доме было чисто, уютно, были горячая еда и фрукты для сына. И коммуналку Света платила всегда вовремя. После её смерти самый острый вопрос - как сложится жизнь Артема?
Мы доводим сирот до такого критического состояния, а потом, дав им помощь, ждём от них немыслимого подвига, который даже большинство обычных людей совершить не могут. Слишком жестко с нее требовали в духе: «Мы тебе поверили, сделали из тебя героиню, а ты…!» Никто не просил делать из нее героиню. Но не все так печально, она была очень благодарна всем. Она успела встретиться с добрыми людьми, увидеть много хорошего. И перед смертью, когда ей уже совсем было плохо, она просила не показывать сына на ТВ. Хватит с него, не надо водить детей по эфирам.
Возможно, когда-нибудь придётся вновь поднять эту историю ради Артёма. Но пока что нужно дать отойти от всего этого. Ему 8 лет, у него сейчас всё более-менее хорошо, у него есть шанс всё забыть и начать другую жизнь. Мы на связи с его родственниками, и сопровождающими службами. Итог истории мы сообщим.
Последние дни Светы прошли очень тяжело. Она весила чуть больше 30 килограммов, практически не могла есть, временами была в лежачем состоянии, поэтому иногда срывалась и даже отказывалась от лечения. И нам, и сестре, и врачам было сложно, если честно.
Похороны Светы прошли в тихом кругу родных людей. Для неё не получился хэппи-энд как в фильмах, но эта история странным образом помогла улучшить жизнь её близких. Артёму ничего не угрожает, родственники во многом изменили свой образ жизни на более положительный, у её сестры появилась своя семья, дети.
И главное, благодаря Свете, многие люди смогли наглядно увидеть, каковы зачастую реалии наших сирот и больных СПИДом, в том числе.