Бурятия ментально, видимо, ближе к азиатскому Китаю, как бы мы не стремились к Европе. Недавно написала, неожиданно даже для себя, статью о соотношении права и морали в современном Китае. С соавторами, докторами наук по философии (китаист) и юридических наук. Ссылка в тексте есть на китайского философа Сюнь-цзы, сторонника конфуцианского учения, об идее сочетания ли (ритуалов) и фа (законов). А сейчас увидела заметку про другого китайского философа Мен-цзы с его цитатой, что человек процветает во время бедствий и трудностей, но портится, живя в беспечности и удобстве.
Нашим чиновникам-депутатам, на мой взгляд, особенно близка философия Мен-цзы, судя по их делам.
Несколько лет на Элеваторе для водителей был ад. По двум полосам машины-автобусы-микрики перестраивались в 9-11 рядов перед трамвайными линиями, а затем снова встраивались в две полосы. Народ возмущался (знаю тех, кто вообще предпочитал ехать кружными путями), СМИ и общественники неоднократно поднимали эту тему. Депутаты-чиновники невозмутимо отвечали, что ничего поделать не могут, там «узкое горлышко», нужен третий мост (? Зашкаливающая алогичность. Вернее, просто хамство). Сотрудники ГИБДД, в очередной раз показав близость к чиновникам, отделывались отписками. Что 1) «надо ездить по правилам» (если там ничего не обозначено, как это осуществить?), 2) ДТП там не регистрируются (конечно, они же «мелкие», без трупов, поэтому люди сами разбирались на месте. Иногда с оскорблениями и кулаками. А урон транспорту и нервам водителей и пассажирам – кто ж такое когда учитывал?!), 3) они пишут предписания (это вообще без комментариев. Хотя, когда им «прилетает» от любого начальства, они быстро всё решают. Стоит вспомнить «круговушку» на «Спутнике» или замену приоритетов проезда возле Оперного).
Писала об этой проблеме не раз и я. Даже наряду с некоторыми логичными предлагала варианты решений.
Наконец-то власть снизошла до нас. Именно снизошла, ответив, что попробует в качестве эксперимента (!) один из вариантов. Сколько выслушали от них комментариев при этом (что будут пробки до «Октября», что будет хуже,…) и лично, и в соцсетях, уже неважно. Главное, что сейчас все уже и забыли о проблеме Элеватора. Как будто её и не было. Никто из чиновников даже и не извинился за то, что так долго издевались над нами. А стоило-то всего несколько ограничивающих «столбиков» установить. Мы бы сами скинулись на них, если бы разрешили.
Более того, чиновники и ГИБДД установили камеры для тех, кто будет ехать третьим рядом от Октября до Элеватора. И стало совсем хорошо. Пробки есть временами, но ездить стали предсказуемо и по правилам.
Теперь нарисовалась проблема такси, которая тоже идёт по нарастающей несколько лет. И о ней тоже пишут-показывают уже много и многие. Один-в-один ситуация как на Элеваторе. Пассажиры обвиняют во всех грехах таксистов (не приезжают долго или вообще, цены повышают после договорённости, в машинах грязно,…), последние не остаются в долгу (очень низкие тарифы, по ним ездить невыгодно, т.к. расходы большие и растут; люди заказы отменяют, не предупреждая; вызывают два такси на адрес; хамство и агрессия пассажиров, особенно пьяных и судимых;…). А чиновники-депутаты вновь устранились, либо констатируя очевидное, либо вообще просто наблюдая (про робкие попытки решить проблему или хотя бы обсудить, умолчим, настолько они были беспомощные. О тех, кто наживается на этом бизнесе, тоже не здесь).
Из последних новостей выбрала случаи, подтверждающие претензии разных сторон: 1) «В Улан-Удэ таксист из перцового баллончика брызнул в лицо пассажиру. Инцидент произошёл ночью 15 июля. А. заказал такси от ул. Революции 1905 года до 105 квартала. После долгого ожидания машина нашлась, тариф был озвучен – 215 рублей. Но когда пассажира доставили на место, ему озвучили уже другую сумму.
- Он мне говорит тариф - 285 рублей, у меня с собой было 250, я ему говорю, вы руководству позвоните, почему такой тариф…
А. попросил водителя остановиться, чтобы разменять деньги в близлежащем к его дому магазине.
- Водительская сторона была с правой стороны, я с пассажирского переднего сиденья выходил... А он мне – навстречу – начал прыскать в глаза…Когда баллон перестал прыскать, он просто уехал, - возмущается горожанин, которого попал в больницу.
В пресс-службе МВД по Бурятии подтвердили, что утром 15 июля в отдел полиции поступило сообщение от 31-летнего горожанина о нанесении телесного повреждения водителем такси. «По окончании лечения заявителя, … будет принято правовое решение». Житель Улан-Удэ намерен настаивать на возбуждении уголовного дела».
2) «После внезапного нападения неадекватного пассажира таксист попал в больницу. …ему сделали после происшествия срочную операцию на ноге.
- Адрес был там – с центра, с Октября, до Левого Берега. Их село четыре человека: две девушки и два парня, кавказцы. …Довёз их до места, до Блюхера, девчонки вышли, пацаны отказались выходить. Они мне предложили условия, на которых я отказался их везти до 20 «а» квартала - то ли за 100 рублей, то ли за 200 рублей, уже не помню.
- Так как я колясочник, то не смог физически встать и выкинуть его из машины. Далее водитель решил ехать до ближайшего пункта полиции, чтобы отделаться наконец от назойливого пассажира.
- Парень всю дорогу мне угрожал, что сожжёт меня вместе с машиной. И когда в поворот входили, он кинулся на меня – не знаю, что он хотел. …я улетел в отбойник, молодой человек потом сразу убежал.
Мужчина получил травмы, а его машина «Тойота Калдина» почти не подлежит восстановлению. В пресс-службе МВД подтвердили аварию».
Таксисты не любят агрегаторы из-за низких тарифов, но местные номера заказов такси знают немногие.
Вот интервью (в СМИ) от власти: «Тумэн Дондоков, депутат НХ: «Из-за того что у него денег нет, он выехал таксовать. Вы еще собираетесь задерживать машину? Если у нас у людей была бы работа нормальная, никто бы не выезжал таксовать».
Игорь Марковец, депутат НХ: «Мы уже много раз собирались по данной теме, но что-то мы так вот пляшем вокруг, да около. Ничего практически не меняется. Цвет ввели – не поменялось, цвет отменили – не поменялось».
Стоит вспомнить, что от таксистов в Улан-Удэ были и забастовки, и пикеты. Пока результатов нет. Если не считать дополнения карательные. Типа, что жалобы на таксистов готовы выслушать в Роспотребнадзоре. В ведомстве открыли горячую линию по вопросам услуг такси.
Из СМИ: Пресс-секретарь управления Роспотребнадзора по РБ: «Граждане могут обращаться с вопросами о правилах оказания данных услуг, а также о защите прав потребителей связанных с данными услугами. По отдельным вопросам специалисты перенаправляют уже в управление к нам».
Напомню аксиому от юристов, что только наказанием ни одну проблему решить нельзя.Также из очевидного, что такси нужны (для больных, пожилых, в тёмное время,…), они должны быть безопасными; но и возить за 50-100-200 руб. они не могут (не надо путать работу и благотворительность.
Вариантов у нас нет, кроме как договариваться. Таксистам, пассажирам и власти, с привлечением специалистов по этой теме. Если же чиновники-депутаты-правоохранительные органы и дальше будут самоустраняться в ожидании, что проблема сама собой разрешится, то вывод очевиден: Кто-то не на своём месте и получает свои большие зарплаты незаслуженно. Возможно, им следует искать другую работу. Потому что главным в их работе должна быть обеспечение безопасности жизни и здоровья горожан.