03 декабря

Популярное

Как маршрутчики повлияли на становление гражданского общества в Бурятии

Почти месяц отсутствовала в Улан-Удэ. Началась моя командировка с конференции по социально-ориентированным НКО в посольстве Франции. Затем были конференция в одном из самых крутых юридических вузов страны – МГЮА, где получила корочку Союза криминалистов и криминологов; встречи в Санкт-Петербурге с учеными и практиками юристами, где решали вопросы о прочтении лекций у нас на юрфаке, изучения  опыта работы с несовершеннолетними правонарушителями и жертвами, о сотрудничестве с правоохранительными и социальными службами Финляндии, о достижениях которых пишу последние несколько лет; участие от Тивикома в кинофестивале детективных фильмов и телепрограмм правоохранительной тематики с передачей «Женская преступность», где стали дипломантами.

Незадолго до командировки съездила в Иркутск, откуда возвратилась на маршрутке. Достаточно часто их критикуют, в т.ч. и сама писала об их опасной манере вождения. Несколько лет не ездила с ними. В данном случае вариантов больше не было, время поджимало.  Поезда, к сожалению, к нам идут  только рано утром или вечером. Зато получила возможность взглянуть на них с другой стороны.

Так случилось, что маршрутка была полная, собирались отправляться. Объяснила молодому водителю, что утром уже улетаю, а дел по горло. Он посадил меня на переднее сиденье вторым пассажиром, и наша поездка началась на доброй ноте.  Многие, знающие меня поверхностно, полагают, что много говорю. Те, кто знают хорошо, точно знают, что могу молчать часами, иногда сутками. Это относится и к таким случаям, когда общаешься с профессионалом в своём деле, и от кого можно почерпнуть информацию из первых рук.

Историю появления и становления маршруток в республике знаю неплохо. Сама расследовала уголовные дела в 90-х, коллеги рассказывали и тогда, и сейчас, знакомые-родственники добавляли красок.

И эта поездка вновь укрепила меня в мысли, что в становлении гражданского общества в моём понимании у нас в республике одну из ведущих партий исполняют именно маршрутчики.

Нередко студентам рассказываю о криминале 90-х. И всегда задаю вопрос: «Почему «борявые», т.е. ОПГ борцов того времени, не смогли победить  у нас «синюю», т.е. общеуголовную, преступность?» Так вот, жертвами спортсменов того времени как раз были и маршрутчики. Рэкет выбирает тех, у кого есть деньги, и кому есть что терять. Водители тогда были разобщены, машины брали под проценты, а их могли спалить. Им угрожали, их били, машины и дома время от времени полыхали. Правоохранительные органы тогда не имели сил и средств, и опыта противостоять таким  ОПГ, были задачи победить более опасных преступников.

Это и закалило маршрутчиков, заставило их объединиться. Сначала они предпочли откупаться от ОПГ. Многим известно, откуда первоначальных капитал у некоторых наших богатых горожан. Время шло, борьба с преступностью приобрела системный характер, у МВД появился опыт в изобличении подобных преступников, что привело к повышению авторитета среди потенциальных жертв. Среди маршрутчиков также стала меняться ментальность, от принципа «лучше откупиться» появились «почему мы должны отдавать за «крышевание», «нужно обратиться в полицию». К примеру, в недавнем интервью одного из руководителей подразделений МВД по борьбе именно с ОПГ прозвучало, что маршрутчики бригадами стали обращаться к ним за защитой, и это помогло им привлечь к уголовной ответственности некоторых криминальных лидеров.
Возвращаясь к поездке из Иркутска, отметила про себя два момента.

По дороге водители маршруток переговариваются между собой по рации. Предупреждают об авариях, ухудшении погодных условиях, пробках. К примеру, в районе Байкальска  передавали дальнобойщикам, которые с ними  тоже на волне, что им лучше переждать непогоду внизу, т.к. на подъемах и поворотах скопилось множество фур, которые до утра не смогут сдвинуться. Спрашивали по рации и впередиедущих, свободна ли дорога перед ними, можно ли идти на обгон.

Как системный человек, проанализировала  ситуацию. Вообще этим должны заниматься власти, среди коих полно отвечающих за дорогу и безопасность водителей. Водители не стали пикетировать по этому поводу, а просто  соорганизовались, т.к. «спасение утопающего – дело рук самого утопающего». Причем, практически бесплатно, без откатов!

Затем мы остановились на ужин возле закусочной. Спросила, почему не у «…», поскольку там вкусно и чисто. Ответ понравился. Многим известно, что владельцы кафе кормят бесплатно водителей маршруток и автобусов, если те привозят к ним пассажиров. Не предмет этой заметки, правильно это или нет. И понятно, что там должно быть вкусно и безопасно, поскольку никому не нужны лишние проблемы.  Маршрутчики считают, что они помогали становлению упомянутого кафе. А хозяйка, расширившись, раскрутив свой бренд, потребовала однажды рассчитаться водителя под предлогом малочисленности пассажиров. Он заплатил, но сообщил бригаде. Затем владелица кафе также потребовала заплатить за обед и самого бригадира. И они приняли решение не заезжать к ней. И договорились, с другими знакомыми бригадами.

Не случайно начала заметку с отчета о мероприятиях в командировке. Упомяну еще о поездке в Италию, там должна была состояться встреча с ученым из Римского университета, специалистом по борьбе с коррупцией. Попросила перенести на осень, т.к. разминулась с переводчиком. Но про гражданское общество Италии и правосудие во времена Венецианской республики уже писала неоднократно.

И вывод мой, что эволюционным путем республика движется вперёд. Опыт маршрутчиков показывает, что люди могут и должны соорганизовываться для решения своих проблем. Для этого необходимо, чтобы у них были силы, коллективный разум и желание честно зарабатывать деньги.  А правоохранительные органы и чиновники должны им помогать.

Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

^