Газета «Московский комсомолец» напечатала на днях статью, в которой поставила под сомнение наличие безбарьерной среды в Улан-Удэ в целом. При этом «безбарьерка» была проанализирована на примере всего одной улицы – Ленина. По каждому факту, указанному в статье, мы уже договорились с прокуратурой проверить всё на месте. Хотелось бы выразить благодарность автору статьи за повод еще раз высказаться по поводу доступности и развеять некоторые стереотипы, прояснить неточности. Неточностей в статье могло бы и не быть, если бы автор хотя бы позвонил активистам-колясочникам. Которых давно знает и с которыми уже сотрудничал.
К примеру, автор пишет «Весь парадокс ситуации заключается в том, что с некоторых пор наши инвалиды входят в состав городских комиссий по согласованию строительных проектов и приемке этих объектов в эксплуатацию, а также переводу жилых объектов в нежилые». Правда в том, что мы, колясочники, входим официально только лишь в состав городской комиссии по переводу из жилого в нежилое. И подавляющее число появившихся в Улан-Удэ за последние годы пандусов (их сотни) как раз таки появились в бывших квартирах на первых этажах домов. «Безбарьерку» соорудили» владельцы квартир за свой счет, за что мы им всегда будем безмерно благодарны.
Улица Ленина в Улан-Удэ «освоена» торговцами давно и надолго, большинство объектов там открыты до 1 января 1999 года – даты вступления в силу безбарьерных статей закона РФ «О социальной защите». Если магазин или аптека существовали со времен СССР, в котором «инвалидов не было», то доступную среду по закону они должны сооружать только в рамках реконструкции или капитального ремонта. Или по желанию.
Читаем далее: «Улан-Удэ считается одним из немногих российских городов, добившихся значительных результатов в деле создания безбарьерной среды для инвалидов, мам с колясками и просто пожилых людей».
Улан-Удэ не считается, а является одним из доступных для маломобильных групп городов. Хотя до идеала еще очень далеко. Тем не менее, в Улан-Удэ построен единственный в Сибири жилой комплекс для инвалидов-колясочников со всеми необходимыми службами. Доступно здание правительства – от пандуса и лифта до туалетов. Доступно здание Народного Хурала за исключением туалетов. Перечислять можно долго. Пенсионный фонд, МСЭК, большинство банков, множество ресторанов.
Пандусы имеют больше 40 школ по Бурятии. Все новые улицы Улан-Удэ строятся со сглаженными бордюрами на пешеходных переходах. Построены два больших пандуса на Набережную. Двухсотметровый пандус на спуске от Оперного театра на Ленина. Попробуйте чуть-чуть отойти от «Арбата» и вы увидите всё это. К счастью, пандусы и спуски можно «потрогать руками», ими уже сегодня пользуются тысячи людей – велосипедисты, роллеры, мамочки с колясками! Можно попасть во все новые торговые центры, театры и практически во все кинотеатры – в том числе и в «Эрдэм», проверьте вашу информацию, уважаемый корреспондент. Там при входе нет порога, а внутри установлен пандус. Зайти-то было не судьба? И зачем возводить напраслину на «Таврический»? Ведь там решетка на пандусе закрывается только на ночь – чтобы пандус не использовали «роллеры».
Я понимаю, что корреспонденты – «гуманитарии» (сама такая). Но это же элементарно высчитать – на 10 сантиметров высоты нужно метр длины пандуса. В статье говорится об отсутствии пандусов в магазинах «Камелот», «Ткани», «Аптека на Большой» (Ленина, 44), здании «розового туалета» на Арбате. О каких пандусах может идти речь в таких объектах? К тому же «Камелоту» нужен 20-метровый пандус, а к торговому центру в здании «розового туалета» - 45-метровый» (кстати, непосредственно сам туалет доступен). Простите, а где будут ходить люди, если вся улица будет перегорожена монстрами-пандусами? Тогда «Союзу Потребителей» придется защищать права пешеходов… В ряде магазинов на Ленина есть ещё одна проблема. При входе – одна ступенька, убрать которую труда не составит. Но когда попадаешь внутрь, там еще одна-две ступени…вниз. То есть нужно строить пандус внутри, что сложно при дефиците места. Либо поднимать пол – а знаете, сколько это стоит?! В ряде мест доступность есть не на парадном, а на запасном входе (ТЦ «Столичный»). Существует также большая проблема с сооружением доступной среды в исторических зданиях, памятниках архитектуры, где не разрешается никакой реконструкции и новшеств.
Автор права в том, что официально доступной средой в Бурятии занимается только один человек в Министерстве социальной защиты. Плюс три колясочника из «Общества без барьеров» - на общественных началах.
Да, министерство выявило три года назад 2,5 тысячи объектов, подлежащих оснащению пандусами по всей Республике (не только по Улан-Удэ). Часть из них уже стала доступной. И работа продолжается. Согласно статье, министерством за год проведено 16 проверок. Есть и такие данные: наше «Общество без барьеров» всего лишь за полгода в 2012 году проверило на доступность 176 объектов по Бурятии, написало 13 жалоб в прокуратуру, 21 раз судилось с нарушителями норм доступности (и ни разу не проиграло), дало заключение на перевод из жилого в нежилое 34 объектам с учетом «безбарьерки», проконсультировало свыше 200 строителей, архитекторов, заказчиков. Но мы понимаем, что эти цифры журналисту «МК» не интересны.
Проблема также в том, что на республиканскую программу «Доступная среда» НЕ ВЫДЕЛЕНО НИ КОПЕЙКИ со дня ее принятия в 2010 году. Городской программы не существует ВООБЩЕ. И вся «безбарьерка» сооружается в ходе нового строительства, реконструкции, перевода из жилого в нежилое, благодаря постоянному давлению со стороны Министерства соцзащиты, мэрии и наших активистов. В других регионах, в том числе соседних, этого не происходит.
По иронии судьбы, в день выхода статьи в «МК» к нам в «Общество без барьеров» позвонил зам. министра социальной защиты Иркутской области А.Макаров и попросил консультативной помощи в создании безбарьерной среды. «У нас в этом отношении практически ничего не сделано», - посетовал чиновник.
Наша мечта – создать постепенно безбарьерную среду в Улан-Удэ и по всей Бурятии, на её осуществление мы уже потратили пару десятков лет и потратим еще столько же – хватило бы сил и здоровья.
В Улан-Удэ нет безбарьерной среды?
Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.