21 ноября

20 ноября

Популярное

Нужна программа развития инклюзивного образования

Наша организация «Общество без барьеров» занимается продвижением инклюзивного образования с 2004 года. Финансирование этой работы шло за счет привлеченных нами грантовых средств, всего реализовано 12 проектов.

С 2004 по 2012 гг. было истрачено чуть больше 4 млн. рублей. В основном нами велась информационная работа – круглые столы, семинары, акции. Снимались социальные ролики, проходили кинопоказы фильмов о людях с инвалидностью. В рамках грантовых проектов в городе Улан-Удэ в 2008 году созданы две экспериментальные площадки инклюзивного образования на базе МОУ СОШ №4 и №65. Здесь была создана минимальная безбарьерная среда – построены пандусы, сооружены поручни, специальные туалетные кабины, открыты ресурсные комнаты, в которых имеются развивающие игры, удобная мебель и необходимая методическая литература. Проведены обучающие семинары для персонала школ и уроки доброты для всех детей. В 2008-2009 в эти школы впервые пришли учиться дети с инвалидностью, которые должны были бы обучаться на дому. Впервые в 2008 году обычную школу №4 пришла девочка-колясочница Вика Сидоренко. В 2010 году школа №65 была закрыта из-за землетрясения.

Фонд «Общество без барьеров» начал работу с двумя другими школами - №13 и №47, по той же схеме работы. В школе №47 за счет спонсоров (Сберегательный банк) построен пандус, в школе №13 обустроена туалетная кабинка для маломобильных учеников и построен пандус (за счет привлеченных от спонсоров средств). Организована начальная подготовка учителей и персонала школы, проведены уроки доброты, акции и кинопоказы для всех детей школ.

Летом 2011 года была сдана в эксплуатацию первая в Республике Бурятия ПОЛНОСТЬЮ ДОСТУПНАЯ средняя школа №2 в городе Кяхта с тремя лифтами, двумя подъемниками, пандусами, доступными санузлами. В период строительства школы мы добивались, чтобы там была безбарьерная среда. С этой школой мы также начали работать в плане продвижения инклюзивных подходов к образованию и воспитанию детей.

В законе РФ «Об образовании» закреплено право родителей выбирать образовательное учреждение и форму получения образования для своих детей. Школы должны обеспечивать прием всех детей на данной территории, имеющих право на образование соответствующего уровня.

В конвенции ООН «О правах инвалидов», подписанной Россией, говорится в статье 24 «Государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». Причем – в местах их проживания тех, кому оно требуется. Принцип простой, но в нашей стране для его реализации нужно развернуть мышление игроков на поле образования детей-инвалидов на 180 градусов. По инерции руководители образования, в том числе в Бурятии, стараются развивать прежде всего специальное, дистанционное, надомное образование для детей-инвалидов. На эти виды образования выделяются огромные средства, имеются долголетние программы финансирования, даже федерального.

Нельзя сказать, что Министерство образования и Правительство Бурятии не помогают в развитии инклюзивного образования. Министерством издано пособие «Алфавит инклюзии», оно распространено по всем школам Республики. Третий год подряд в рамках БОФ проводится секция «Инклюзивное образование». Летом 2011 года принят Закон «О нормативах финансирования общего образования в Республике Бурятия», где впервые для детей с инвалидностью, обучающихся в общеобразовательных школах, установлен более высокий норматив 1,2. Закон – большой шаг вперед. Ранее дети с инвалидностью, обучавшиеся в обычных школах, финансировались наравне с детьми без инвалидности. Администрации школ по всей Республики были никак не заинтересованы в создании благоприятных условий для особых детей в стенах общеобразовательных учреждений.

Когда речь заходит об инклюзивном образовании, говорят: «Это хорошо, но для ИО нужен ряд условий. Безбарьерная среда, подготовка кадров, методическое обеспечении, оборудование. Без этих условий инклюзивное образование невозможно». Все правильно. Но где Бурятские республиканские программы или планы по поэтапному внедрению всех этих пунктов? Где финансирование? Кто конкретно отвечает за продвижение инклюзивного образования? Чей это утвержденный функционал, какого специалиста Министерства образования и науки? Почему, когда мы взаимодействуем с МИНОБРОМ по вопросам инклюзии, с нами занимаются специалисты «ОТДЕЛА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ», а не «ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»? Волей-неволей специалисты, курирующие СПЕЦИАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ, не заинтересованы в оттоке детей из них и развитии инклюзивного образования. Или надо поменять название отдела.

Нам в Бурятии нужно по «максимуму» обеспечить инклюзивное образование для детей-инвалидов с сохранным интеллектом, учитывая их состояние здоровья. Никто в здравом уме не будет "тащить" в школу детей с приступами эпилепсии через каждые пять минут, лежачих детей.

В школу №4 города Улан-Удэ с 2008 года каждый год приходит 3-6 первоклассников с явно выраженной инвалидностью: колясочники с ДЦП, аутизм, гидроцефалия, и так далее. Большинство детей в такой физической форме и нарушениями в Улан-Удэ учится до пятого класса на дому в школе №60 и ходит раз в неделю на дни социализации. Школа № 60 находится через дорогу от школы №4, но финансирование на одного ребенка-инвалида, такого же колясочника или «ДЦП-шника», там в три раза больше. Повышенный коэффициент 1,2 не решает проблемы. В школе №4 Улан-Удэ, применяющей инклюзивные подходы, 12 детей-инвалидов. 20-процентной надбавки хватило только на полставки психолога. Из-за недостатка финансирования родители детей-инвалидов сами выступают ассистентами своих детей, учителя работают на бесплатной основе. 

Все это делается ради тех поразительных, по словам родителей, результатов в плане социализации детей, в плане воспитания других детей - детей без инвалидности в духе толерантности и добра. Часть детей-инвалидов – чьи родители не могут практически постоянно находиться в школе, уходят на надомное обучение в школу №60, что вполне понятно и объяснимо. В шестидесятой очень достойный норматив на обучение ребенка-инвалида и высокое качество образования. К сожалению, остальная Бурятия не имеет возможности иметь в каждом селе шестидесятую школу для специализированного обучения детей-инвалидов. На сегодня ситуация такова, что «нормальный» норматив идет за ребенком–инвалидом только в специализированную школу. То есть финансирование идет по типу образовательного учреждения. Это в корне противоречит философии подушевого финансирования, закону «Об образовании» РФ – норматив в положенном размере должен идти за ребенком туда, где он учится, в школу, выбранную его родителями.

Вопрос о достойном нормативе на обучение ребенка-инвалида в обычной школе решен в Москве (где по этому поводу принят специальный закон), Архангельской области, Карелии. Прецеденты в России есть.

Владимир Путин в ходе работы съезда "Единой России" в сентябре 2011 года призвал начать решение вопроса о безбарьерной среде в стране с общества и школы. Он сказал «Первое, что надо сделать - обеспечить возможность ребятишкам с ограниченными возможностями учиться вместе со своими сверстниками. Чтобы люди с младых ногтей жили в этой среде, понимали проблемы, сочувствовали и поддерживали друг друга. Те, кто будут так делать, сами будут богаче и добрее».

Нам в Бурятии нужно иметь реальный план, или программу, развития инклюзивного образования в Бурятии, следуя требованиям современности, перейти от декларации к действиям.

Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

Загрузка...
^