21 ноября

20 ноября

Популярное

За опытом инклюзивного образования – в Австрию!

Заместитель председателя комитета по образованию Администрации города Улан-Удэ Ольга Пихеева недавно съездила в командировку в Австрию за опытом организации инклюзивного образования. Поездка была профинансирована за счет грантового проекта Европейского Союза «Создание движения «За инклюзивное образование в России»

В российскую делегацию входили руководители и заместители руководителей департаментов образования Улан-Удэ, Самары, Сыктывкара, Томска, Воронежа. Был представитель московского института развития инклюзии, а также родительница ребенка с инвалидностью. Из всего состава делегации только Ольга Пихеева свободно владела немецким языком, чем приятно удивила коллег и встречающих.

Программа поездки россиян была очень насыщенной. Делегацию устроили в гостиницу в центре Вены, а утром повезли в детский сад интегративного типа. Сразу бросились в глаза уют и красочность помещений, высокая оснащенность специальным оборудованием для детей с ограниченными возможностями здоровья. Сад работает с 6.30 ч. утра и до 17.30 ч., есть в городе и сады, работающие до 20.00ч. Детский сад расположен в жилом доме на первом этаже, что у нас до сих пор абсолютно неприемлемо. Спальных комнат нет, дети спят на матрасиках, которые расстилаются на полу по желанию детей (полы утепленные). На стене находится своеобразное панно с крючками. Это для того, чтобы дети в течение дня помещали свое фото на тот крючок, где изображен вид деятельности в садике, которым ребенок намерен заниматься по желанию. То есть право выбора занятий предоставляется с раннего детства. В группе, кроме воспитателя на 4 ребенка - инвалида и 16 здоровых детей находятся еще несколько взрослых-сопровождающих, в зависимости от сложности заболевания детей с ограничениями здоровья. Эти сопровождающие - из категории воспитателей и волонтеров. Кроме того, в этом садике есть 2 группы по 8 детей и по 4 педагога для особенно сложных случаев заболевания. В венских садах имеется более 250 интегративных групп для детей инвалидов. Во второй половине дня россияне посетили офис Бригитты Стоплер, она рассказывала о 30-летней истории становления инклюзивного образования в Австрии. Так как все время пребывания в Вене педагоги передвигались пешком, у них была уникальная возможность любоваться несказанной красотой Вены.

Россиянам запомнилось посещение Центра помощи детям, страдающим аутизмом, которое финансируется магистратом. Родители доплачивают, со слов директора Центра Мартина Филлинга, 15 евро (приблизительно 600 рублей) в месяц. Это частно-муниципальное учреждение, в котором работают 50 "сопровождающих" для детей, страдающих аутизмом, большинство из которых студенты.

После посещения Центра руководители учреждений образования из России встретились с австрийским представителем по защите прав детей- инвалидов, профессором Эрвином Бухингером. Очень содержательная встреча с интересным человеком, бывшим министром по социальной защите граждан Австрии. Он до сих пор защищает и продвигает интересы инвалидов на государственном уровне. Проблемы те же, что и у россиян: не везде есть подъемники, поручни в туалетах, коридорах, подъезды к зданиям.

Делегация посетила Министерство образования, отдел по интегративному образованию в стране. Всего в Австрии 660 интегративных классов на 4,5 млн. населения. 30-летняя история продвижения интегративного образования в Австрии представляет собой в настоящее время отлаженную систему сопровождения ребенка – инвалида. С 0 до 3 лет – сопровождение детей на дому «Мобильная помощь» - ранняя поддержка; с 3 до 6 лет –детский сад (специализированный или интегративный); с 6 лет до 4-го класса – начальная школа; с 5 по 8 класс – обязательное обучение детей- инвалидов. Далее по состоянию здоровья или желания родителей – дальнейшее обучение.

Несомненно, особенно впечатлило посещение Центральной школы для детей с проблемами слуха. Великолепные условия, отработанная, продуманная система образования в инклюзивном режиме, доброжелательная обстановка. Образование бесплатное, родители доплачивают на канцтовары и другие мелкие нужды. В начальных классах, в основном, по 18 детей (12 без инвалидности, 6 с ограниченными возможностями здоровья), в средних классах- по 20 детей. После окончания школы дети получают стандартное свидетельство, так как в классе 2 педагога: один педагог общеобразовательной школы, один - специальный педагог.

Посетили россияне и Парламент Австрии, где встретились с депутатом Парламента - профессором Хуаниггом. Человек удивительной, сложной судьбы, сам инвалид колясочник, является представителем интересов людей с инвалидностью в высшем законодательном органе Австрии. В стране добились официального признания: необучаемых детей нет.

Участники делегации много обсуждали увиденное и услышанное. Главное, что понимают все: нужна консолидация усилий государства и общества для продвижения инклюзивного образования.


Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

Загрузка...
^