Ко мне как к члену комиссии по правам человека при Президенте Республики Бурятия обратились со своими проблемами люди с почечной недостаточностью, находящиеся на диализе
Искусственная почка – дело дорогое. Одна четырехчасовая процедура стоит от 3,5 до 5 тысяч рублей. Таковых нужно получить три в неделю. У нас в Улан-Удэ диализ делают в трех местах: БСМП, Республиканская больница, «Фрезениус» (в здании Медицинского факультета БГУ). Кроме процедуры как таковой, каждый пациент выписывает лекарств на сумму примерно 30 тысяч в месяц. Эти препараты помогают разжижать кровь во время диализа, поддерживать уровень гемоглобина, восполнять другие функции, утерянные из-за неработающих почек. К огромному сожалению (и к урону качества жизни людей на диализе) лекарства эти выдаются нерегулярно. В ноябре-декабре пациенты с ХПН опять не получили клексан и венофер. Летом 2010 года пациенты на диализе обращались в прокуратуру с жалобой на задержку с выдачей жизненно необходимых препаратов.. Тот же «Клексан» для предотвращения загустения крови во время процедуры «Искусственная почка» быстро нашелся. Ну неужели людям надо каждый раз жаловаться?
Есть еще проблема – проезд к месту диализа. Хорошо, если человек с ХПН живет в Улан-Удэ и может добраться до больницы на маршрутном такси или трамвае. Ведь только в столице Бурятии существует возможность поддержания жизни такого пациента на диализе. И ездят люди с ХПН из Бичуры, Гусиноозерска, Селенгинска, Заиграево три раза в неделю туда и обратно. Проезд оплачивают сами. У некоторых вся пенсия инвалида первой группы уходит на проезд и питание в городе. На всю поездку туда и обратно вместе с диализом уходит до 12 часов. А ведь еще и жить на что-то надо...
В других регионах России: Москва, Татарстан, Самарская область, приняты законы о компенсации проезда на лечение. Например, в Самарской области проезд компенсируют «беременным женщинам, лицам, страдающим заболеваниями почек, нуждающимся в процедурах программного гемодиализа и перитониального диализа, и сопровождающим указанных лиц из числа инвалидов первой группы, детям с онкогематологическими заболеваниями и сопровождающим их лицам».
Общественная организация людей с хронической почечной недостаточностью «Право на жизнь» во главе с председателем Типкесовым С.В. уже обращалась в Министерство здравоохранения РБ и в Народный Хурал с просьбой принять республиканский закон о компенсации проезда на гемодиализ. Было отказано. Как всегда, в связи с нехваткой средств в бюджете… Если уж общество за счет налогов не дает умереть людям с ХПН, нужно довести это доброе дело до конца и принять закон о компенсации проезда.
В пределах Улан-Удэ тоже есть проблема добраться до процедуры. В первую очередь это касается неходячих пациентов. Общественный транспорт не приспособлен и до остановки еще надо доехать на коляске, что весьма сложно после тяжелой медицинской процедуры. Можно воспользоваться социальным такси, но оно работает только до 17.00 и поездка на диализ обходится в 70-100 рублей.
Несмотря на зависимость от аппарата, люди с ХПН не унывают, умеют поддержать друг друга словом, и делом, умеют ценить жизнь и радоваться ей, относиться ко всему со здоровым чувством юмора. Среди пациентов на диализе есть даже работающие: врачи, преподаватели, фотографы.