Австрийский фонд Meinl Airports International продал 100 процентов аэропорта Улан-Удэ. Вложение оказалось неудачным. Фонд купил актив за 24 миллиона долларов, а продал его инвестиционной финансовой компании (ИФК) «Метрополь» всего за пять миллионов. В «Метрополе» полагают, что проблема была не в аэропорте, а в самом инвесторе, и обещают развивать в регионе туристический бизнес.
Гендиректор ИФК «Метрополь» Михаил Слипенчук рассказал, что компания купила 100 процентов аэропорта Улан-Удэ («Байкал», бывшее «Мухино») у фонда Meinl Airports International, подконтрольного австрийской Airports International. Назвать сумму сделки господин Слипенчук отказался, но источник знакомый с ситуацией, уточнил, что «Метрополь» заплатил более пяти миллионов долларов.
Представитель Airports International Мик Стемпл подтвердил, что компания продала аэропорт актив «местному инвестору», сделка подписана и закрыта. В качестве причины продажи называется «ликвидация Meinl Airports International и перераспределение его капитала между акционерами Airports International». Кроме аэропорта в Улан-Удэ фонд владел небольшим аэропортовым бизнесом в Италии. Он тоже продан.
Источники в российском аэропортовом бизнесе уверяют, что продать аэропорт австрийцы хотели давно и это желание напрямую не связано со структурными изменениями в Meinl Airports International. Фонд приобрел актив в 2007 году у структур совладельца альянса AiRUnion Бориса Абрамовича. Уже в 2009 году аэропорт был снова выставлен на продажу по стартовой цене пять миллионов долларов, но «его никто не захотел», рассказали в крупном российском аэропортовом холдинге. Другой источник пояснил, что в 2007 году «австрийским инвесторам представили красивый бизнес-план в рамках рекреационной туристической зоны Байкала». Но когда фонд увидел «реальное положение дел, то начал попытки избавиться от актива». Именно поэтому, добавляет собеседник, инвестор ничего не вкладывал в развитие аэропорта и «он находится в плачевном состоянии».
ОАО «Аэропорт Байкал» в 2010 году обслужил более 167-ми тысяч пассажиров. Сейчас рейсы выполняют авиакомпании «Якутия» и «Трансаэро», «Сибирь» и монгольская Eznis Airways. В 2007-2009 годах был убыточным, чистая прибыль в размере шести миллионов рублей получена лишь в 2010 году.
Михаил Слипенчук пояснил, что переговоры с Meinl Airports International начались еще в октябре 2009 года — именно тогда стало понятно, что иностранные инвесторы не готовы вкладывать в аэропорт. Но глава «Метрополя» полагает, что проблема была в самой Meinl Airports International и общем кризисе в отрасли. Свой интерес к аэропорту Улан-Удэ Михаил Слипенчук объясняет планами по развитию туризма в Бурятии. «Метрополь» реализует в регионе ряд проектов, например, строит крупный гостиничный комплекс в районе Байкала и гостиницу четыре звезды в Улан-Удэ, Озерный ГОК для переработки руды с Озерного свинцово-цинкового месторождения на Байкале. Объем вложений в строительство оценивается в 1,3 миллиарда долларов. В перспективе компания рассчитывает на освоение золото-цинкового Назаровского месторождения, также на Байкале.
На ремонт аэропорта «Метрополь» готов потратить пока два миллиона долларов.
- О долгосрочном объеме инвестиций можно будет говорить к концу 2011 — началу 2012 года,— уточнил Михаил Слипенчук.— Мы подписали договор с японской Nikken Sekkey, которая проектировала аэропорт в Токио. Компания должна подготовить свои предложения». Более того, по его словам, «Метрополь» может продолжить скупку аэропортовых активов.
Управляющий директор Ronin Partners, компании, которая выступает консультантом игроков российского аэропортового рынка, Александр Попов сомневается, что ИФК станет крупным игроком в этом бизнесе. Он полагает, что аэропорт Улан-Удэ может быть интересен «Метрополю» исключительно в качестве синергии к существующим проектам в регионе. Глава аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев добавляет, что «в дальнейшем ИФК, скорее всего, продаст аэропорт профильному инвестору», сообщает «Коммерсанть».