Сегодня в Улан-Удэ началась протестная акция дальнобойщиков. Водители уже не в первый раз выражают недовольство системой «Платон». На площадке по улице Автотранспортная собралось не менее 60 большегрузов.
- Требования не изменились. Это полная отмена «Платона», как системы, которая себя никак показала. Она нам ничего не даёт, только вытягивает из кармана деньги, - заявил председатель республиканского отделения «Объединения перевозчиков России» Александр Абросимов.
Сейчас зарегистрированные в системе автомобили платят 1,53 рубля за километр. Учитывая, какие расстояния проходят большегрузные автомобили, сумма выходит немаленькая. Например, за маршрут Улан-Удэ – Маньчжурия – Иркутск – Улан-Удэ (около 3700 км) получится порядка 5,5 тысяч рублей. С 15 апреля размер платы составит 1,9 рублей за км, значится на официальном сайте системы.
- Нам это невыгодно. Я не могу включить этот тариф для товаропроизводителя или товарополучателя, - заявил Александр Абросимов.
Впрочем, проблема выплат по «Платону» бурятских дальнобойщиков пока не касается. В системе зарегистрированы единицы водителей, да и они не платят. «Ездим на свой страх и риск», - отмечают они.
За отсутствие «Платона» дальнобойщика в первый раз штрафуют на 5 тысяч, во второй раз – на 10 тысяч рублей. Если налагают штраф, его стараются уплачивать в первые несколько дней, благодаря чему сумма платежа уменьшается вдвое. И это «всё равно дешевле, чем «Платон».
По мнению Александра Абросимова, такой тариф нужно вводить для иностранных перевозчиков. У российских же дальнобойщиков уже есть транспортной налог, акциз на топливо, которые выходят на общую сумму порядка 30-35 тысяч рублей в год.
- В акциз (на топливо) добавьте ещё рубль-два, и уберите всё остальное. Больше ездишь, больше платишь, самое справедливое, - подчеркнул Александр Абросимов.
Дальнобойщики выражают своё возмущение и тем, что «Платон» «ни за что не отвечает». Тем не менее, половина собранных с помощью «Платона» средств отдана напрямую системе, и только другая половина пойдёт на дороги. «Это же не серьёзно», считает Абросимов.
- Почему мы должны Роттенберга (Игорь Роттенберг, основной акционер оператора система ООО «РТ-Инвест») кормить, за что? Он же моих детей не кормит, - возмутился дальнобойщик Вячеслав. – Я согласен, вкладывайтесь в дороги, но есть акциз на это.
Участники акции не сдвинутся с места до 7 апреля. В итоге число фур на дорогах резко уменьшилось: если в обычный день на МАПП стоит 35-50 машин, то сегодня их было всего 9.
Протестные акции проходят по всей России. «Иркутск, Владивосток, Агинск, Борзя – все стоят, в Чите, по-моему, с полицией конфронтация пошла», - отметил организатор акции.
К слову же Александр Абросимов добавил, что экспортировать из Бурятии совсем нечего. Раньше возили с ЗММК, авиационного завода, а сейчас такого нет. Из Бурятии нечего возить, кроме картона с Селенги (Селенгинского ЦКК). Иногда появляются заявки на пенопласт, доски с районов.
Система «Платон» была введена в ноябре 2015 года, и вызвала протестные настроения ещё до введения. На первую акцию бурятские дальнобойщики собрались ещё за несколько дней до начала запуска системы, следующий митинг состоялся в декабре 2015 года, на площадь Революции. «Мы не желаем быть дойными коровами и молчаливыми рабами», - заявляли они.