Стаи диких собак, стремительно выросшие за последние годы в пригороде Улан-Удэ, наносят серьёзный ущерб фауне. Бездомные собаки угрожают популяциям лесных животных, уничтожая молодняк. Проблему сегодня на Совете Народного Хурала поднял руководитель местной общественной организации «Улан-Удэнское городское общество охотников и рыболовов» Николай Ушаков.
По оценке охотников, бродячие собаки представляют куда большую угрозу для живности пригородных районов, чем волки. В нынешних реалиях даже проблема волков отступила на второй план, заявил Николай Ушаков.
- На сегодняшний день в Тарбагатайском районе, по примерным подсчётам, около 300-350 бесхозных собак. Они уничтожают всю молодь, начиная от пернатых, кончая копытными, - сообщил руководитель общества охотников и рыболовов.
По мнению Николая Ушакова, стаи собак концентрируются в районе Спиртзаводской трассы, откуда распространяются по всей территории Тарбагатайского района.
- Самый основной рассадник собак – это концерн, который расположен в районе Спиртзавода. Они выкидывают внутренности, потому концентрация собак находится в основном там. И расходится по всей территории, - заявил Ушаков.
Руководитель общества охотников привёл данные нападений бродячих собак на сельские поселения, вроде Верхнего Саянтуя, призвав «искоренить наболевшую проблему».
Плоды упорной и бессмысленной работы
Стаи бездомных собак, терроризирующие местных жителей и истребляющие всё живое, появились в Тарбагатайском районе не случайно. Несколько лет назад по указанию мэрии Улан-Удэ комбинат по благоустройству массово вывозил отловленных в столице собак за пределы города. За полигоном отходов в Вахмистрово их попросту бросали.
О том, что это работа не только бессмысленная, но и вредна, неоднократно говорили на всех уровнях. Главы пригородных районов жаловались главе Бурятии Вячеславу Наговицыну на печальные последствия работы мэрии в виде плодящихся стай собак, которых уже трудно было назвать одомашненными животными.
Кроме того, многие собаки попросту возвращались обратно в Улан-Удэ, к своей привычной кормовой базе – помойкам и свалкам. Путь в несколько километров обратно, тем более вдоль трассы, для животных препятствием явно не был.
Власти Улан-Удэ публично признались однажды, что из «депортированных» в 2012 году десяти тысяч собак большинство вернулись обратно. Прежний мэр Геннадий Айдаев тогда отшутился, дав поручение «перепрограммировать» собак, чтобы они забыли дорогу домой.
Как бы то ни было, именно потомки тех самых выселенных собак и образовали в Тарбагатайском районе опасную проблему. В условиях естественного отбора появились абсолютно дикие особи, мало боящиеся человека.
Напомним, политика вывоза городских собак в лес прекратилась в 2013 году. В прошлом году были приняты поправки в закон о домашних животных, позволяющие усыпление отловленных особей, и выделено финансирование из республиканского бюджета. Со скандалом отработала первый госконтракт на отлов собак «Перспектива-авто», а недавно Народный Хурал принял очередные изменения в закон, официально узаконив понятие «одичавшие» животные.
Пока Бурятия остаётся без единой организации, занимающейся отловом и усыплением собак. Как сообщал «Байкал-Daily», вчера в Бурятии был снова продлён конкурс, на этот раз до 2 апреля.
Светлана Инкеева, «Байкал-Daily»