Как уже сообщал «Байкал-Daily», в ходе вчерашнего визита Владимира Путина в Монголию им вместе с президентом Цахиагийном Элбэгдоржем было подписано 13 документов о стратегическом партнерстве в различных отраслях. Для простых жителей Бурятии главным, пожалуй, стало соглашение об отмене визового режима. Теперь в соседнюю страну жители республики смогут ездить без виз сроком на 30 дней.
Однако для монгольской стороны самым стратегически важным вопросом в ходе встречи с Путиным стал, пожалуй, проект газопровода «Степной путь». Он мог бы стать ответвлением от масштабного 55-миллиардного газопровода «Сила Сибири», старт которому был дан несколько дней назад в Якутске. По этой трубе российский газ пойдёт через несколько лет напрямую в Китай.
Маршрут «Силы Сибири» пройдёт вдоль трассы действующего магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан». Топливо будет доставляться из двух центров газодобычи – якутского и иркутского, а сама труба протянется по территории Хабаровского края, Амурской области до Владивостока, а затем до востока Китая, где сосредоточена крупная промышленность азиатского соседа.
Несмотря на то, что ответвлений в негазифицированные Бурятию и Забайкальский край у газопровода не планируется, представители обоих регионов поднимали этот вопрос. В частности, первый вице-премьер правительства Забайкалья Алексей Шеметов заявлял о том, что и край, и Бурятия будут «настаивать на том, что газопровод «Сила Сибири» прошёл и по их территории».
Член Совета Федерации Арнольд Тулохонов видит подобную возможность как раз в монгольском проекте, когда вместо восточного маршрута газопровод бы пошёл через запад, по территории Монголии и соответственно, через Иркутскую область и Бурятию. Среди преимуществ подобного проекта Тулохонов назвал большую заселённость этих земель, нежели вдоль планируемых северных территорий.
Монголия пытается убедить
Вчера Цахиагийн Элбэгдорж пытался убедить Владимира Путина в преимуществах строительства газовой магистрали через Монголию. Во время встречи с журналистами президент так и заявил: «Вообще, что касается газопровода и других инфраструктурных проектов, с нашей стороны были даны конкретные объяснения и преимущества их построения через территорию Монголии».
По словам Элбэгдоржа, среди преимуществ прокладки газопровода «соображения безопасности, и краткости пути, и то, что эти магистрали будут проходить в степных условиях».
- Мы пришли к договорённости обозначить вопросы сотрудничества и документы, которые мы могли бы подписать в ближайшее время, проработать и подписать их в ходе ближайшего визита или мероприятия, - заявил президент Монголии.
Оптимизм монгольской стороны несколько оказался омрачён тем, что в ответном слове для прессы Владимир Путин даже не упомянул про переговоры о «Степном пути».
Между тем монгольская сторона, пользуясь визитом, вовсю пытается убедить российские власти в достоинствах проекта. Как сообщает китайское агентство «Синьхуа», вопрос поднял министр экономического развития Монголии Батбаярна встрече с генеральным директором Российского фонда прямых инвестиций Кириллом Дмитриевым.
Батбаяр проинформировал о реализации горнорудных, энергетических и инфраструктурных проектов, о монгольско-российско- китайском проекте «Степной путь» по созданию газовой, нефтяной, авто-, железнодорожной и энергетической магистралей. Он выразил «заинтересованность в плодотворном взаимодействии с российской стороной в данных приоритетных направлениях».
Кирилл Дмитриев, в свою очередь, пообещал изучить проект «Степной путь» и найти наиболее подходящие и выгодные условия сотрудничества в реализации данного транснационального проекта.
«Иначе говорить о газификации Бурятии невозможно»
Ещё два года назад, на волне разговоров о проекте газопровода в Китай учёные уже предлагали проект транспортировки природного газа из Иркутской области через Бурятию, Забайкалье и Монголию.
Как сообщала «Восточно-Сибирская правда», прогноз стратегических направлений энергетического сотрудничества России и Монголии был выполнен в рамках конкурса СО РАН. Над ним работали как учёные с различных сибирских регионов, так и монгольские представители.
Тогда учёные исследовали платёжеспособный спрос на природный газ на территории Байкальского региона, и он оказался не очень велик – всего 8 миллиардов куб. м в год, причём львиная его доля приходится на Иркутскую область и незначительная – на Бурятию и Забайкальский край. Исследователи считают, что газификация Бурятии и Забайкальского края возможна лишь при строительстве экспортного газопровода в Китай через эти территории и Монголию.
- Если не будет экспортного газопровода большого диаметра, проходящего по этим областям, то говорить о газификации южных районов Иркутской области, Бурятии и Забайкалья невозможно, – заявил заместитель директор Института систем энергетики СО РАН Борис Санеев.
Исследователи сравнили различные проекты строительства экспортного газопровода с Ковыкты в Китай с учётом рельефа местности, и транспортировка через Монголию оказалась более выгодной. Учёный уверен, что строительство газопровода через Монголию носит ещё и геополитический характер и может способствовать закреплению связей России и страны-соседа. «Мы попытались оценить прогнозную стоимость транспортируемого природного газа в пограничных точках, и она оказалась достаточно привлекательной – около 100–147 долларов за тысячу кубометров», – привёл учёный последний аргумент
Однако уже сегодня, после заявления Монголии в ходе встречи с Путиным о желании стать транзитёром российского газа в Китай, эксперты с сомнением оценивают реальность этого проекта.
- Это не первый раз, когда Монголия хочет стать транзитёром российского газа в Китай. Но, боюсь, что у неё не получится это сделать, потому что Китай не расположен становиться зависимой стороной от некоей третьей страны в их контактах в Россией. Поэтому, скорее всего, Монголия не станет транзитным государством, - заявил в эфире «РБК-тв» аналитик института национальной энергетики Александр Фролов.
- Понятно, что для Монголии это сплошные плюсы, но для Китая – нет. Соответственно, если Китай не будет согласен, то Россия не будет идти на это, - добавил эксперт.