Прения сторон анонсировались в прессе неоднократно, но имели место быть лишь сегодня и причиной тому - непредсказуемость процесса. За несколько месяцев было разное: допросы следователей УФСБ по Бурятии, провалы свидетелей в памяти, неожиданные доказательства, выезд заседания на природу и многое другое. Сегодня же градус напряжения должен был достичь максимальной отметки.
Давая оценку доказательствам стороны защиты, гособвинители просили признать недопустимыми едва ли не все из них. Речь идёт в первую очередь о показаниях сотрудников министерства, которые следователям говорили одно, а на суде - другое.
- Я полагаю, что сотрудники министерства изменили свои показания с умыслом помочь Манзанову,- заявила обвинитель Дарима Дугарова.
Также сторона обвинения, не без некой иронии, говорила о ряде документов, представленных адвокатами в ходе судебного заседания:
- По запросу следователя в министерстве этот лист не нашли. Однако позже адвокат Дрёмов чудесным образом находит его в минсельхозе, причём свой запрос суду он так и не предоставил, а на самом документе отсутствует даже время составления,- отметила гособвинитель.
К слову, на документах останавливались многократно, несколько раз подчёркивая, что «бумагооборот в министерстве сельского хозяйства Бурятии не выдерживает никакой критики».
- В ходе судебного заседания был представлен журнал посещений. Неужели министра и правда никто не посещал полгода? Ведь этого не может быть,- демонстративно недоумевала Дарима Дугарова.
В общем же, сторона обвинения продолжала отмечать то, что уже заявляла ранее. Разумеется, ничего сверхъестественного от прений никто не ждал. Доказательства представлены, свидетели допрошены, а, значит, никаких козырей в рукаве ни у одной стороны припасено быть не могло. Мнения по всему, что происходило в зале суда, также высказывались много раз. Однако был один весьма любопытный момент.
Напомним, министра обвиняют в использовании служебных полномочий вопреки интересам службы из личной заинтересованности, что повлекло за собой существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства (ч. 2 ст. 285 УК РФ). Так, Александр Манзанов подписал документы на получение двух субсидий из республиканского бюджета, якобы, на возмещение понесённых затрат фирмой «Сибирский огород» в 14,7 миллионов рублей. Размер первой субсидии - более 11 миллионов рублей, второй - около 3,5 миллионов рублей. Однако сегодня Манзанову первую субсидию «простили». Так, оказалось, нарушение здесь было, но вот преступный умысел доказать оказалось невозможным. В связи с этим Манзанову предстоит ответить перед судом лишь за 3,5 миллиона рублей. Суть же обвинения осталась прежней.
В итоге сторона обвинения просила признать Александра Манзанова виновным и назначить ему наказание в виде пяти лет лишения свободы в колонии общего режима, а также лишить его права занимать руководящие должности в органах государственного и муниципального управления сроком на три года.
Сторона защиты же, которую сегодня представляли двое адвокатов - местный адвокат БаторЖамсаранов и адвокат из Москвы Елена Карпухина, также продолжала настаивать на своём. Так, главным «оправдательным аргументом», является то, что министерство, якобы, вообще не обязано проверять, идут ли средства по назначению.
- Функции контроля у министерства нет,- в очередной раз подчеркнула Елена Карпухина.
Кроме того, сторона защиты настаивала, что Манзанов в сговоре с мошенниками не был, об их преступном умысле не знал, а, значит, никого ничего подписывать для выдачи не заставлял.
- Что касается обвинения в том, что Манзанов распорядился выделить субсидию с целью избежать ответственность за неосвоенные бюджетные средства, а также, чтобы искусственно завысить показатели работы, то есть из личной заинтересованности, мы это также оспариваем. Не один свидетель показал, что неосвоенные средства просто возвращаются обратно и переходят на следующий год, то есть за неосвоение никто ответственности не несёт,- отметила Карпухина.
Интересно, что, если сторона обвинения сегодня отметила неорганизованный документооборот в министерстве, то сторона защиты словно заявила о пробелах в законодательстве:
- Защита приходит к выводу об отсутствии в действиях подзащитного состава преступления. Расследование и рассмотрение этого дела выявило лишь пробелы в действующем законодательстве, позволяющим недобросовестным производителям использовать в своих корыстных целях. Манзанов же являлся лишь исполнителем законов и подзаконных актов, которые были приняты в Бурятии и действуют в настоящее время,- подчеркнула Елена Карпухина и попросила суд об оправдательном приговоре.
Сам Александр Манзанов также высказал несколько реплик касаемо обвинения и выступил с «последним словом». В нём он позволил себе небольшое лирическое отступление:
- За производственные показатели отрасли мне нестыдно и сегодня. Сегодня мы перестали есть ангарскую колбасу, иркутские и читинские полуфабрикаты, красноярские мясные консервы. Мы запустили линию производства молока с длительным сроком хранения. Свежие огурцы мы можем потреблять круглый год, запущен крупнейший в Сибири свинокомплекс, реализуются другие проекты. Оценку этим начинаниям даст не следователь, и, даже, при всём к вам уважении, не суд. А население Бурятии,- заявил подсудимый.
В заключение Александр Манзанов ещё раз заявил, что вину не признаёт и просил суд об оправдательном приговоре.
Когда прения сторон подошли к концу, немного уставший судья сообщил, что решение по делу будет оглашено уже 25 июля.
Марина Игумнова, «Байкал-Daily»