Сегодня Общественная палата Бурятии провела круглый стол по вопросу самовольно возведенного жилья. Инициатором выступил член ОП, представитель организации ветеранов «Боевое братство» Владимир Марков.
- Эта проблема с каждым годом нарастает. И если сейчас её не решать, она станет ещё более серьёзной. И я не уверен, что у нас не произойдёт каких-нибудь социальных катаклизмов, потому что мы видим на примере Украины, что произошло, когда власти долгое время замалчивали проблемы. Это привело к кровавой бойне и гражданской войне, - заявил он.
Жёсткая позиция КУИ
Нынешний облик Улан-Удэ сформировали тяжёлые 90-е, когда в столицу массово хлынули спасающиеся от нищеты сельчане. С тех пор за Улан-Удэ прочно закрепилась прозвище «большая деревня»: так, не стесняясь город называли и первые лица, к примеру экс-мэр Геннадий Айдаев, устраивавший разносы за то, что в Улан-Удэ «тащат амбары» или министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков.
По данным на 1 января 2014 года, в Улан-Удэ насчитывается 6 150 «самоволок». Позиция комитета по управлению имуществом остаётся по-прежнему жёсткой.
- Самовольное строительство – это правонарушение, за которое предусмотрена ответственность. Самовольный захват земли не допускается. Поэтому самовольная постройка не подлежит узаконению, а подлежит сносу, - заявила председатель КУИ Анастасия Кузовлева.
В то же время она признала, что необходимо различать явных самовольщиков, целенаправленно пришедших за захватом земли, и вынужденных. Последние не смогли оформить права собственности в связи с несовершенством законодательства. Большинство «самоволок» в Улан-Удэ всё же имеют техническую документацию, люди прописаны в домах, но отсутствуют документы, подтверждающие право на земельный участок и саму постройку.
Ужасающая цифра
Министр имущественных и земельных отношений Бурятии Маргарита Магомедова цифру более чем в 6 тысяч «самоволок» назвала «ужасающей».
- При этом львиная доля находится на федеральных землях. Однако территориальное управление Росимущества по Бурятии проводит всего 30-50 контрольных проверок в год. Как решать таким образом проблему? Она и будет хаотично расти, - заявила министр.
Проблему самовольных объектов в Бурятии всё же пытались решить не раз. Она чревата тем, что многие граждане захватили себе землю в промышленных зонах, или, к примеру, в зоне затопления. Произойди в Улан-Удэ наводнение, которое активно предвещают уже в этом году учёные, и под угрозу будут поставлены жизни многих людей, а для государства всё это выльется в крупные потери.
В прошлые годы власти решили взять курс на узаконение земель при помощи создания ДНТ и СНТ. За это время «легальными» горожанами стали жители 1,2 тысяч домов на Левом берегу, Стеклозаводе, Тулунже, Заречном, Загорске, Таёжном и Новой Комушке. В Иволгинском районе было легализовано ещё 1 119 строений. Также более 150 земельных участков предоставлено в индивидуальном порядке.
Однако в июле 2012 года работа была приостановлена из-за протеста прокуратуры, признавшей незаконность подобных действий. Как подчеркнула Маргарита Магомедова, с заявлением о проверке законностей совершения этих действий в прокуратуру обратилось само руководство КУИ.
Затем правительство Бурятии пыталось решить проблему и на федеральном уровне – предлагались поправки в действующее законодательство.
- Предложения не нашли поддержки из-за того, что глобальные последствия оказались бы чреваты для Центральной России, - пояснила Маргарита Магомедова.
Европейский суд на стороне «самовольщиков»
Анализируя ситуацию, минимущество рассмотрело юридическую практику не только в России. Были найдены два решения Европейского суда по правам человека относительно жителей Турции и Болгарии с идентичными Улан-Удэ вопросами.
- Европейский суд однозначно выносит решение, что незаконными являются действиями, когда гражданин длительное время проживал, создал свои общественные и деловые связи. У гражданина возникла связь с образовательным учреждением, где обучаются его дети, с лечебным учреждением и так далее. Европейский суд посчитал, что решение о сносе незаконно, поскольку длительное время государство и муниципалитет соглашались с тем, что гражданин так проживает. И государство таким образом создаёт образом людей без определённого места жительства. То есть создаём бомжей, чего допустить нельзя, - заявила министр имущественных и земельных отношений.
Та же риторика прозвучала и в выступлении уполномоченного по правам человека в Бурятии Ивана Калашникова. Во-первых, сообщил он, данная проблема является наиболее частой из обращений к нему. Затем омбудсмен и вовсе назвал сегодняшнюю ситуацию как массовое нарушение прав граждан.
- В самовольно возведённом строении люди мыкаются и не могут прописаться, а, значит, обеспечить себя медицинскими и другими услугами. И куча других вопросов, - заявил Калашников.
Самый последний вариант
Проблему пытались решить ещё в начале года, когда сперва на одну из зимних сессий планировалось внести поправки в закон «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков». Однако в последний момент законопроект был отозван, и вынесен на рассмотрение в марте.
Перерыв не прошёл даром, и в текст документа были внесены кардинальные поправки. Если вначале предполагалось возможным предоставление земельного участка до введения в силу Земельного кодекса РФ, то теперь было установлено – до вступления в силу закона СССР от 6 марта 1990 года. Иными словами, узакониться могут лишь те граждане, что построились до 1990 года.
Однако большая часть строений была возведена в Улан-Удэ как раз в 90-е годы. Потому, указывают эксперты, проблему принятый закон решить не сможет.
- Я считаю, что здесь была допущена очень большая ошибка. То есть Народный Хурал не учёл, что это было дополнение пункта «д» статьи 1 нашего закона о бесплатном предоставлении земельных участков. Но они не учли, что у нас есть ещё пункт «в» этого же закона, которая предусматривает аналогичную редакцию. Поэтому в действующей редакции этого закона две позиции, ссылающиеся на закона СССР. Но это глупость величайшая. Я полагаю, что надо вернуться к рассмотрению закона, - высказалась Маргарита Магомедова.
Подобный законопроект принят в Алтайском крае, на опыт которого ссылаются сегодня юристы.
Сами «самовольщики» (этот термин им, впрочем, не нравится) также высказались сегодня за пересмотр закона.
- Не должно быть никаких ограничений. А почему до 1990-го года? После – не люди, что ли? Мы такие же граждане, из того же теста, - заявил житель посёлка Тулунжа. – Я считаю, что сейчас властям надо бросать все силы на то, чтобы не допустить новых самоволок, а те, кто живёт, мне кажется, надо узаконивать.
Тот же уполномоченный по правам человека уже предлагал председателю Народного Хурала Матвею Гершевичу и руководителям фракций вернуться к рассмотрению этого закона в предлагаемой первой редакции. Иван Калашников выразил надежду, что это может случиться как минимум на сентябрьской сессии парламента.
Светлана Инкеева, "Байкал-Daily"