По плану второго апреля должен был быть проведён допрос подсудимого. Однако, в связи с тем, что московские защитники Александра Манзанова после перерыва прилетели лишь сегодня, суд позволил внести изменения в порядке исследования доказательств и перенести допрос на завтра. Тем временем, сторона обвинения выступила со своим ходатайством, касающимся средств массовой информации.
О YouTube
- Безусловно, мы считаем, что гласность - один из важных принципов уголовного судопроизводства,- с этими словами сторона обвинения начала оглашать своё ходатайство.
Но далее, сторона гособвинения отметила, что выставленные на YouTube ролики по данному судебному заседанию, а также сюжеты, продемонстрированные по телеканалам, с показаниями допрошенных свидетелей и данными об их личности, нарушают требования закона о персональных данных. Кроме того, в самом начале судебного заседания, рассматривался вопрос о разрешении на фото- и видеосъёмку, но не о трансляции.
Однако, как выяснилось, суд с таковыми роликами был не знаком, не смогла их представить на тот момент и сторона обвинения. Сторона защиты, в свою очередь, отметила, что на данный момент запрещать видеосъёмку нецелесообразно, поскольку впереди остался лишь допрос самого Александра Манзанова. Манзанов также сказал, что он не против видеозаписи.
В итоге суд в лице председательствующего судьи Сайдуллы Хаджаева постановил в удовлетворении заявленного гособвинением ходатайстве отказать, аргументировав решение тем, что заседание, с учётом мнения сторон, было открытым изначально.
О приобщении документов
Далее к суду обратилась сторона защиты и попросила о приобщении ряда документов.
Ранее адвокаты обращалась с официальным запросом в министерство сельского хозяйства и продовольствия Бурятии для истребования некоторых данных. Так, сторону защиты интересовало, действительно ли сотрудники выезжали на место выполнения работ, были ли для этого основания. Также оставался открытым вопрос, поступали ли от несогласных с предоставлением субсидии сотрудников министерства служебные записки на имя руководства.
Олег Дрёмов зачитал суду данные о командировках, отметив:
- Зайцев находился в командировке в Москве, когда он, якобы, в конце ноября пытался созвать совещание. Нимацыренов и Пахомов в период с 1 октября 2011 года по 11 января 2012 года в командировки не направлялись.
Что касается записок, то, исходя из представленной министерством информации, в базе данных в период с 1 октября по 31 декабря 2011 года служебных записок от Зайцева по рассматриваемому делу нет. От Нимацыренова и Пахомова служебных записок также не зарегистрировано.
Наконец, адвокат Дрёмов обратил внимание суда на список отобранных документов по «Сибирскому огороду». Так, первые документы о заявлении предоставления мер господдержки на возмещение части затрат от «Сибирского огорода» поступили 7 ноября 2011 года. Больше никаких документов ранее, по данным министерства, не поступало. Второй пакет документов на предоставление мер господдержки по мелиоративным системам от «Сибирского огорода» поступил 22 ноября того же года.
- Эти документы,- отметил Олег Дрёмов,- доказывают, что не могли сотрудники, в том числе Зайцев, посылать кого-то что-то проверять, когда документы в само министерство ещё не поступили. А он ездил, по показаниям, в конце октября. Хотя документов не было, и представлять-то нечего было.
Ознакомившись с документами, сторона обвинения отметила, что не возражает против приобщения их к материалам дела. Суд удовлетворил ходатайство.
О ходатайствах Манзанова
Были ходатайства и у самого подсудимого. Так, Александр Манзанов просил временно изменить меру пресечения, а именно - подготовиться к завтрашнему допросу в месте пребывания московских адвокатов - одной из улан-удэнских гостиниц.
Несмотря на доводы стороны защиты, Манзанову было предоставлено время на подготовку к допросу в условиях ранее назначенной меры пресечения. Между тем, суд пояснил, что у подсудимого есть время с шести до восьми вечера, которое он может провести, в том числе, и у адвокатов.
Это было не единственное ходатайство Александра Манзанова. Так, он отметил, что на сегодняшний день он является госслужащим, в связи с чем обязан подавать декларацию об имуществе, доходах и расходах в различные органы госвласти, однако не имеет такой возможности, в связи с ограничениями. Поэтому подсудимый ходатайствовал об отмене запрета на использование сети интернет и на получение и отправку почтово-телеграфных отправлений. Кроме того, по словам Александра Манзанова, от интернета отключили квартиру полностью, то есть им не могут пользоваться ни супруга, ни сын. Что касается телефонной связи, то Александр Манзанов просил дополнить прежний список разрешённых номеров несколькими номерами защитников и членов семьи.
С учётом мнения сторон суд удовлетворил ходатайство Манзанова лишь по последнему пункту, частично. По остальным моментам, председательствующий судья разъяснил, что супруга и сын имеют право на пользование интернетом, а подавать данные о доходах и прочие сведения в госучреждения подсудимый может через своего представителя.
Сегодня Александра Манзанова ждёт допрос. После планируется проведение очной ставки с одним из свидетелей.
Марина Игумнова, «Байкал-Daily»